Эта тема мало относится к продаже пианино или рояля. Но, тем не менее, нам часто задают вопрос, а может ли взрослый научиться играть на фортепиано.
Ответ прост и интересен!
Может. Равно как и ребенок. Вопрос только, насколько хорошо? И вот здесь самое интересное.
Чтобы выйти на мировой уровень, то учиться нужно с самого детства. И чем раньше, тем лучше. Потому что там дикая конкуренция. Но вряд ли мы встретим взрослого состоявшегося человека, который заявит, что он желает выиграть конкурс имени Чайковского, к примеру. А вот то, что этот человек хотел бы научиться прилично играть на фортепиано, вполне возможно.
Отсюда и вывод. Вы научитесь играть на фортепиано настолько хорошо, насколько хотите сами. Не хотите конкурс Чайковского – не получите. Желаете исполнять романсы, не сверх сложные произведения классической музыки, просто популярные мелодии в красивых обработках – все это абсолютно реально.
И здесь в первую очередь вопрос не в том, насколько быстро побегут ваши пальцы. Наберетесь терпения и «посидите» хорошенько на гаммах – побегут, куда они денутся. Намного важнее, каким звуком и музыкальностью вы обладаете, исполняя даже простенькое произведение. А вот это уже развивают не гаммами. Именно поэтому мы порой слышим профессиональных пианистов и думаем, как же неинтересно они играют. Слушать скучно, а виртуозная техника давно уже никого не удивляет. Зато относительно другого музыканта мы порой говорим, что рояль в его руках поет, будто человеческим голосом разговаривает. И не факт, что этот пианист обладает сверх виртуозной техникой. Зато музыкальностью он точно обладает. А еще душой. Иначе бы мы так не сказали.
Так что же нужно, чтобы начать играть на рояле, если вам далеко за тридцать, сорок, пятьдесят и т. д.?
Ничего особенного. Всё как всегда. Инструмент. Не обязательно сразу дорогой, главное, чтобы с хорошим звуком и «удобной» клавиатурой. Нормальный педагог. И ваше терпение. Всё!
Но вам нужен именно нормальный педагог. Не тот, который хвалится своими так называемыми уникальными методиками сверхскоростного обучения. Этих методик нет! Все это не более чем реклама. Никто в мире не может превзойти русскую фортепианную школу, равно как итальянскую вокальную, к примеру. И на свете не появилось пока ни одного серьезного пианиста, который смог бы без такой школы обойтись. Все это напоминает извечно сказочный «Английский за три дня» и тому подобные басни. Педагог должен правильно поставить вам руки, обучить основам нотной грамоты и подбирать произведения из интересующего вас репертуара, соответствующие вашему уровню. И не иметь каких-либо видов звездных болезней.
Ни для кого не секрет, что на более-менее приличное знание иностранного языка нужно как минимум года три постоянных и достаточно упорных занятий. Практически любая специальность в ВУЗе приобретается также за четыре-шесть лет. Основы игры на фортепиано не исключение. Плюс только в том, что, постоянно развиваясь, вы чувствуете и все более наслаждаетесь результатами своих усилий буквально с каждым новым днем занятий. С каждым новым выученным произведением.
Здесь главное – постоянство. Не надо играть по три-пять часов в день. Это быстро надоест. Поверьте, далеко не каждый студент музыкального колледжа или даже ВУЗа на такие подвиги способен. Студенты вообще обычно способны на подвиги накануне экзаменов, и не только музыканты. Важно, пусть по тридцать-сорок минут в день, но каждый день. Не смотрите на часы, а то и от пяти часов занятий толку будет мало. Ставьте задачу и выполняйте ее. Маленькую задачу, но ставьте каждый раз. К примеру, вам сегодня нужно выучить только эти два или четыре такта, одну музыкальную фразу, соединить двумя руками очень короткий кусочек произведения, и всё. Не спеша и по чуть-чуть, постоянно и годами – самый надежный и достаточно быстрый путь развития. А преподаватель пусть помогает вам один или два раза в неделю. И все будет успешно!
Отметим интересный момент. Выучив какую-нибудь популярную песенку из репертуара некоторых звезд, которым реальные звезды только снятся, мы удивляемся, насколько скудной оказалась музыка. Она нам быстро надоедает, и мы ее забываем. Зато погружаясь в музыку более серьезную, вовсе не обязательно классическую, мы поражаемся тому бесконечному богатству, которое начинает нам открываться. Та глубина мысли и переживаний, заложенных автором. Те струнки души, которые эта музыка начинает затрагивать.
Позволим себе вспомнить один из ярких случаев из нашей практики.
Однажды к нам пришел заказчик. Мужчина в районе пятидесяти, доцент кафедры одного из известных столичных ВУЗов, очень далекого от мира музыки вообще, и фортепианного в частности. Он скромно выбрал достаточно приличный инструмент, мы его ему доставили, и на том позабыли друг друга до следующего года, когда пианино нужно будет настраивать. А через три года этот мужчина снова появился и сказал, что желает обменять свое пианино на более дорогое, мировой бренд ручной сборки после серьезной реставрации. Мотивировал он это тем, что в те далекие времена было безупречное качество и неповторимый звук. Этот заказчик принялся выбирать из того, что у нас имелось на тот момент в салоне. Его выбор пал на действительно очень достойное фортепиано, и мы с удовольствием произвели обмен, без потери стоимости предыдущего инструмента. (Отметим сразу, что подобный обмен мы не делаем профессиональным пианистам, способным в считанные годы «убить» инструмент, работая на нем ежедневно и по много часов на предельных нагрузках). И вот когда наш покупатель выбирал инструмент, автора этих строк (Павлов А. Ю.) крайне заинтересовал один момент:
– Так вы все-таки играете на фортепиано?
Ответ был примерно следующим и достаточно скромным:
– Учусь. Тогда, несколько лет назад, я только начал, и попросту постеснялся при вас играть. А сейчас, вот… потихонечку что-то начало получаться.
И знаете, со стороны выглядело, что этот человек когда-то очень прилично, даже профессионально играл, а теперь немного позабыл. И если он продержится в таком ритме еще пару лет, то результат впечатлит любого.
Вопрос:
– Как вам удалось? Ведь есть мнение…
– Меня не интересуют чужое мнение. У меня есть свое. Каждый день по тридцать-сорок минут. На большее, к сожалению, времени катастрофически не хватает. Порой с утра, иногда вечером. В выходной чуть больше.
Этот человек прекрасно умеет распределять свое время в жизни. Ведь если его, времени, на что-то не хватает, значит, мы где-то неправильно в нем организованы. А выводы типа: «Я уже стар, мне поздно…» – это вечная помеха для ленивых.
Нет смысла доказывать, что добиться чего-то желаемого в жизни можно не только тогда, когда вы начали заниматься с раннего детства. С возрастом, возможно, что-то и теряется, но и, в противовес тому, приходит понимание, глубина восприятия и способность реализоваться там, где вам этого до сих пор так недоставало.
И удивительный мир фортепианной музыки не исключение. Наберитесь терпения, и у вас не может не получиться! Это исключено, потому что мы все примерно одинаково от природы одарены. Кто-то где-то чуть больше либо чуть меньше, но бог никого не обделил.
Даже самые закоренелые технари, услышав проникновенный голос рояля, порой признаются: «Да, красиво!». А про себя обычно добавляют: «Душу трогает».
(Статья от 2014 года).
Рояли в наличии / Пианино в наличии / Все статьи