
Я – Алексей Павлов, основатель компании «Мир-Пиано».
На этой странице сайта я расскажу историю фирмы, коснусь основных аспектов стратегии нашей работы и целей, которые мы преследуем. А также раскрою примитивную ложь настройщиков-консультантов, так называемых «независимых экспертов».
Помимо, в рубриках «Актуальные статьи» и «Все статьи» будут постоянно рассматриваться важные моменты, с которыми сталкивается любой из нас, как только прикасается к удивительному миру фортепиано. (В 2024 году на нашем втором сайте появится новый цикл статей и заметок уже с позиции гораздо большего опыта).
Итак, с полной ответственностью за всё ниже изложенное:
На момент 2013 года прошло уже чуть более пятнадцати лет, когда всё началось. Мой приятель, талантливый пианист, с которым мы когда-то вместе учились, и который махнул рукой на сольную карьеру (времена были такие), работал в те годы настройщиком. И к нему постоянно обращались люди за консультацией при выборе инструмента. Так как советские комиссионные магазины уже не функционировали, а сегодняшнего изобилия фирм ещё не было, возникла идея открыть собственную фирму по продаже пианино. Да, сейчас тот наш бизнес вызвал бы добрую улыбку: съёмная квартира на первом этаже, три-четыре тщательно отобранных пианино советского производства, а порой и больше, сколько влезет, и ежедневная реклама в газетах «Из рук в руки» и «Центр-плюс». Ах да, ещё девчата-диспетчеры на телефонах и профессиональные грузчики на подмогу – они же нас и обучили изящному ремеслу переноски пианино, роялей и сейфов. Цены на инструменты, которые мы продавали, уже включали доставку, настройку и гарантию. Возле подъезда всегда дежурила потрёпанная «Газель». Полный сервис, как говорится.
На новые пианино цены были заоблачными, как и сегодня, в принципе. Зато советские инструменты б/у стоили дёшево. А в те времена, в 90-е годы, у простых людей с финансами даже в столице было туго, поэтому все наши «Лирики-Зори» за сто-двести долларов с доставкой, настройкой и гарантией продавались очень быстро, иногда по два-три инструмента в день. На новые пианино цены были заоблачными, как и сегодня, в принципе. Зато советские инструменты б/у стоили дёшево. А в те времена, в 90-е годы, у простых людей с финансами даже в столице было туго, поэтому все наши «Лирики-Зори» за сто-двести долларов с доставкой, настройкой и гарантией продавались очень быстро, иногда по два-три инструмента в день.
Сейчас в это сложно поверить, но в те времена люди могли запросто купить пианино прямо из кузова «Газели» – своеобразный прилавок из трёх-четырёх фортепиано возле их подъезда. В общем, только успевай чистить и до блеска драить, перетаскивать, загружать, перевозить, разгружать, заносить на этаж и в квартиру, настраивать и!.. О, боже, бесконечные выезды по гарантии! Качество советских «аккордов» было ещё то. Но отдадим им должное, на этих «Аккордах» и «Лирах» выросло не одно поколение прекрасных музыкантов. Вопреки всему. На заметку некоторым сегодняшним лентяям, которым Petrof или Blüthner, видите ли, не нравится.
Потихоньку наша фирмочка росла, переехала, наконец, из квартиры в небольшое помещение. Затем уже в большее.
Вскоре мы стали пытаться переходить на импортные пианино и даже рояли, разумеется, глубоко б/у. А там и первая ремонтная мастерская. Как раз тогда и пришло время нашего первого серьёзного просчёта. Одно дело – настраивать инструмент, можно даже на «большой скорости крутить колки». Имеется хороший слух? – дело не хитрое, быстро наживное. Если слуха нет – тоже не проблема. Уже тогда были специальные приборы для глухих настройщиков, жаль, на их совесть эти приборы воздействия не имели. В общем, год практики, и вы уже «серьезный мастер», можно рассказывать сказки, что у вас двадцать или сорок беспрерывного стажа, и только вчера вы настраивали в Кремле. На завтра вас ещё выше ждут. Настройщик-консультант, независимый эксперт – это и по сей день невесёлая картина. Не все, разумеется, но так часто, что тогда мы не переставали поражаться. Сегодня уже нет.
И совсем иначе дело обстоит с ремонтами пианино и роялей. Провозившись добрых лет пять в собственной мастерской, не вылезая оттуда порой ни днем, ни ночью, стало ясно главное – быть настройщиком не сложно, ещё проще консультантом, а вот фортепианным мастером – тут и десяти лет не хватит. Кстати, именно тогда я честно себе и признался, что для фортепианного мастера высокой квалификации у меня слишком много энергии, поэтому лучше поручать это благородное дело тем, кто душой предназначен для такого ремесла.
Сегодня мы порой с изумлением просматриваем наши старые видеозаписи, которые, к сожалению, здесь не выложить, ведь молодецкий задор не всегда изобиловал высокой культурой речи, особенно, когда тяжёлый молоток мимо колков по рукам прилетал или кто-то из нас неверно намешал белую пасту в бочку дорогого лака.
Наблюдая за работой серьёзных центров реставрации, которых всегда было два-три, не больше, мы пришли к выводу: чтобы делать также, нужно побросать все продажи и перевозки, и годы, годы и годы пахать в мастерской, позабыв обо всём. А мы порой так нареставрировали, что удивляемся теперь, как нам это обратно не привезли. Видимо, хуже нас тоже делали, и намного. Но лично я решил окончательно – это не моя дорога. При огромном уважении к истинным мастерам, мне скорее хотелось заказывать у них реставрации дорогих инструментов, самому же играть на фортепиано, выбирать лучшие из них, чтобы после продажи заказчик остался доволен и передавал наши контакты дальше. Ведь это предельно очевидное правило бизнеса, особенно в такой узкой сфере деятельности.
Упомянутый просчёт оказался в следующем: ради лёгкой прибыли всегда крайне соблазнительно взять инструмент похуже и подешевле, затем, быстро его намарафетив, продать дорого. А что, если для начинающего – сойдёт. Мы тоже так пробовали, благо, не очень долго. Чертовски доходно! На первых порах. Видимо, так в любом деле. Но хорошо подумав вперёд, вообразив своё же будущее, приходит ощущение, что это ложная дорога. Поэтому и появилась со временем статья: «Не говорите в магазинах, что выбираете инструмент для начинающего».
В те годы я уже был знаком со многими лучшими нашими мастерами, помимо этого ездил по разным странам, параллельно немного поучился в престижном экономическом вузе. За границей мне удалось посетить некоторые фортепианные фабрики, в том числе такие далёкие, как Yamaha в Японии, город Hamamatsu. Мне посчастливилось познакомиться с удивительными людьми из бизнеса, культуры и искусства, как здесь у нас, так и за рубежом. А какая разница, в принципе, если цели и задачи у стремящихся к чему-то людей по всей планете примерно одинаковые?
И главный вывод, постулат успеха любого коммерческого предприятия оказался прост, если вы живёте не только сегодняшним днём и вырванным рублём – нужно каждый раз искренне спрашивать себя: то, что продаёшь, купил бы? Сарафанное радио работает безупречно, особенно на таких маленьких рынках. Поэтому лучше вкладывать деньги в более качественные инструменты по разумной цене, чем в дешёвые, но вроде бы сулящие лёгкую прибыль. Люди готовы заплатить хорошую цену, если видят и чувствуют, что это действительно хороший инструмент и если восстановлен, то с душой. Здесь даже слов не требуется, это ощущается.
Вот и пришлось навсегда отказаться от любых соблазнительно дешёвых вариантов – пианино или роялей, которые и стоят недорого, а пройдя быстрый минимум по предпродажной подготовке, в которой любая фирма быстрее всего набивает руку, легко продаются по более высокой цене. Правда, не всегда затем успешно работают, играют, то есть. Но для многих это не проблема, ведь уже через год-другой претензии за рояль б/у предъявить будет сложно, чаще всего едва ли возможно.
Окончательно отпали «Зори-Лирики-Ноктюры и Аккорды», была закрыта первая мастерская. Теперь наш ближайший партнёр музыкально-реставрационное объединение «Измайлово», ООО «Лаанс», с основателем которого, Борисом Дмитриевичем Смирновым мы стали друзьями. Без преувеличения, это лучшая фортепианная реставрация в России. Нам есть с чем сравнивать, через наши руки прошли тысячи инструментов. (В 2022 году произойдёт слияние «Мир-Пиано» и «Лаанс»).
Большинство именытых роялей очень дорогие, легко доходят до пятидесяти и ста тысяч долларов. Непрофессиональный подход к их реставрации, когда нужны не только высококвалифицированные мастера, но и большие производственные мощности, быстро оборачивается не радостью от дохода, а вполне логичными неприятностями. Нареставрирует очередные великие «мастера», продадут, а после не знают, куда бежать, когда заказчик возвращается с выражением лица из фильма «Терминатор». Именно поэтому фирмы по продаже и реставрации фортепиано быстро открывают, но ещё быстрее закрываются, хотя все подряд заявляют, что работают аж от Ледникового периода.
В нашем случае остался только один путь дальнейшего развития. Всё, что фирма продает, должно в первую очередь нравиться тому, кто её возглавляет и кто за всё это отвечает. И этот человек должен не бояться брать на себя полную ответственность. И тогда это по-настоящему перспективно и даже крайне приятно, потому что с годами вы обрастаете большим количеством довольных заказчиков, совершенно из разных сфер общества и отраслей. С вами рады общаться, как простые люди, так и знаменитости, ведь их чада успешно учатся на вашем фортепиано.
Сейчас модно на сайтах размещать немного, на мой взгляд, примитивные рубрики, типа «Наши клиенты», «Наши преимущества» или «Отзывы о нас», которые мы сами и напишем. Ничего подобного на нашем ресурсе никогда не будет, равно как и блока комментариев для бесконечных словесных перепалок.
"Наши клиенты" - я не люблю понятие "клиент", в этом слове изначально звучит некий подвох. Для меня каждый покупатель – заказчик, многие из которых давно стали друзьями. К тому же, если, к примеру, купил у вас студент консерватории, первокурсник с факультета музыковеденья, – всё, сразу можно гордо на сайте писать: Московская государственная консерватория ваш партнер и клиент. Но это же вызывает улыбку.
"Наши преимущества" - О!.. ох уж все эти "наши преимущества"! Прямо как невеста на выданье - одни преимущества.
"Отзывы о нас" - еще одна песня из того же репертуара, сказать нечего, кроме одного крайне важного момента.
Итак, на всякий случай напомню некоторым "партнерам" и "коллегам" – отзыв о нас может оставить только человек, заказчик, у которого на руках договор купли-продажи с нами, как с юрлицом, и остальной комплект сопроводительных документов. И только этот человек может сказать, что, дескать, да, я купил в "Мир-Пиано", у меня возникли проблемы с инструментом, и мне не помогли и проблему не решили. Но такого нет, и мы очень постараемся, чтобы никогда не было. Всем остальным любителям фальшивых отзывов, как только их "писания" будут где-то зафиксированы, придется доказывать свою "правоту" уже в правовом поле. Мне моя фирма дорога, она за столько лет чего только не выдержала и не испытала.
Я, как и все здравомыслящие люди, абсолютно уверен, что никакое дело никогда не будет иметь перспектив, если нет четко обозначенных целей и стратегии их достижения.
Бесполезно самоотверженно работать годы напролет не жалея сил, если не знаешь, к чему конкретно стремишься и как этого добиться. Стратегии вдруг могут оказаться ошибочными и должны корректироваться, но без них - это однозначно путь в никуда. Именно так в первые годы мы и работали. Потому, достигнув определенного уровня, надолго застряли на одном месте.
В какой-то момент у меня даже возникли серьезные намерения поменять сферу деятельности. В те годы я параллельно учился на математическом факультете экономической академии имени Г. В. Плеханова. Но любовь к миру фортепиано все равно взяла верх.
Настало время задуматься о том, как мы будем работать дальше, и чего хотим достигнуть.
Со вторым определиться труда не составило. Как и для любого амбициозного человека, задача достаточно проста: чтобы моя компания стала процветающей: лучший выбор, лучшие фортепиано, и самое главное, лучшее гарантийное обслуживание. Вот и все цели.
Сложнее было определиться с другим. Как этого достигнуть, и на каких именно инструментах сконцентрироваться?
Поначалу от продажи новых пианино и роялей на какое-то время отказались по двум причинам.
Во-вторых, далеко не всегда новый инструмент лучше.
А во-первых, официальные представители мировых лидеров уже существовали, а продавать что-то второсортное совершенно не хотелось. Вот и определились на тех же самых мировых лидерах, но только не новых. Правда, стоит заметить, что годы спустя, уже продавая новые фортепиано, мы опять-таки с немалым удовольствием от них отказались по причинам чрезмерной и неоправданной дороговизны и повального производства практически всех брендов в Китае. Подробности здесь.
Наш выбор пал на инструменты от уровня чешской фирмы Petrof до Bluthner, Steinway & sons, C. Bechstein.
Можно много спорить, хороший инструмент Petrof или не очень, и если хорош, то насколько. Но одно уже давно ясно: Petrof обладает двумя важнейшими достоинствами.
Конечно, механику "регулируют" все настройщики, во всяком случае, так всегда заявляют и что-то там бесконечно крутят. Для меня порой так и остается загадкой, что именно они крутят, если после их работы инструмент в лучшем случае остался таким же "мертвым" по клавиатуре и, как говорят пианисты, "в пальцах".
Но некоторым фортепианным мастерам, и их единицы, удается вывести очень приличные параметры. Не будем вдаваться в хитроумные тонкости терминологий, скажем лишь главное - инструмент после регулировок должен быть удобен для пианиста. Он должен стать пианистичным. Причем для взрослого профессионального пианиста нужны одни регулировки, когда клавиатура более жесткая, плотная и глубокая, выражаясь простым языком. А для начинающего, особенно для ребенка, требования немного иные. Ему инструмент должен помогать в развитии, а не создавать барьеры.
Стратегию нашей компании можно выразить достаточно просто, а принцип работы вполне возможно сделать прозрачным.
Наши инструменты должны быть лучшими, а сервис и гарантии предельно качественными.
Механизм функционирования также прост.
Если вы хотите продать свое фортепиано, то наш магазин выкупит его, правда, за цену ниже. Зато вы избавляетесь от хлопот при его продаже и получаете сервис в виде "деньги на стол - инструмент продан". Конечно, мы возьмем далеко не всякое пианино или рояль, но при необходимости подскажем, что с ним возможно сделать, если вообще возможно, и как попробовать реализовать, если инструмент не входит в сферу наших интересов.
Купленное нами пианино или рояль может пойти лишь по двум направлениям. Либо, после тщательных настроек, регулировок и серьезного обыгрывания, своеобразного тестирования, выставляется на продажу с полным комплексом услуг. Либо, если нужна полная или частичная реставрация, сразу же направляется в нашу реставрацию. И когда оттуда фортепиано вернется, отличить от нового инструмент будет не так просто. Правда, реставрируются инструменты уже высшего класса, цены на которые гораздо выше, нежели на те же упомянутые Petrof. Если делать плохо, можно и "лиры" ремонтировать, если максимально качественно, это действительно дорого.
Раскрыв специфику и принцип работы своей компании, я отдельно хочу остановиться на "работе" других...
Начнем с настройщиков-консультантов.
Эти представители мешают не столько нам - нам, кстати, они давно уже не мешают, мы их выдворили много лет назад, чему крайне рады. Магазины обязаны нести юридическую и финансовую ответственность за свою деятельность, и у магазина можно потребовать возврат, ремонт, если что-то с фортепиано случилось. Какую ответственность несут "настройщики-консультанты"? Никакой. Они, в случае если с их рекомендованным фортепиано что-то произойдет, возвращают деньги? Нет. Ремонтируют бесплатно? Нет. Предлагают еще какие-то варианты для покупателя? К сожалению, тоже нет.
Поэтому мешают консультанты не нам, а прямым покупателям. Как? Сейчас расскажем их примитивную схему работы, если это можно назвать работой.
Далекий от этой сферы человек, нанявший "независимого эксперта", наивно полагает, что тот ездит, смотрит, оценивает всего лишь за какие-то небольшие деньги - цена за выезд. Нет, это не так. Он ездит со своими, далеко идущими планами.
Первое: сначала бракуем - уже доход на выездах.
Второе: никогда не берем самый лучший инструмент, он же не будет ломаться. А если фортепиано потребует ремонта - отлично, к настройщику и обратятся!
Третье: вы нашли прекрасный инструмент по крайне привлекательной цене. Консультант его забракует, с целью после самому выкупить. У него всегда есть связь с магазинами и фирмами, кроме нашей, разумеется, вот туда он ваше отличное фортепиано и, простите, толкнет. Или сам продаст. Обратите внимание, сколько на популярных досках объявлений продается инструментов именно настройщиками и консультантами. Некоторые из них, правда, прирожденные штирлицы. Они ставят инструмент к третьим лицам, а те поют песни, что это их собственный, на котором никто никогда не играл и им до слез жаль с таким чудом расставаться, но заставила собака-жизнь. Смысл в том, чтобы после продажи не нашлось ответственного лица, а частное лицо - какая у того ответственность?
Во всех этих случаях покупатель не получает того, чего хотел. Он получает басни от консультанта, который думает, что вокруг только наивные люди и никто не может раскусить все фокусы и проделки а-ля эксперта.
Может быть, и есть порядочные консультанты, мы не можем утверждать обратного. Зато мы можем утверждать, что нам за столько лет работы такие не попадались, будь то молодые "беглецы" с новенькими бумажечками об окончании курсов настройщиков, или даже седые "мудрецы", действительно с большим стажем "кручения колков", замены струн и постукивания по деке пианино с умным выражением на артистическом лике.
Но мы можем гордиться личным знакомстом и большим взаимным уважением с поистине настоящими фортепианными мастерами, многих их которых уже, к сожалению, нет. Это выдающиеся люди. И, поверьте, им некогда бегать по консультациям, услуги таких мастеров не только крайне востребованы, но и всегда высокооплачиваемые. А опускаться до дешевой "обработки клиента" они даже в мыслях не могли вообразить.
Настоящих мастеров всегда не хватает. Доказывается это элементарно. Если посетить наш салон, то можно увидеть несколько инструментов высшего уровня, ожидающих реставрацию. Это Bechstein, Seiler, Steinway and sons, Bluthner. Мы не может реставрировать очень быстро и с удовольствием отдали бы достойным мастерам, но они все и без нас предельно заняты. А хваленые "мастера" так, как нам нужно, сделать не смогут.
Первая и высшая
Это как раз и есть те истинные мастера, о которых мы только что упомянули. Эти скромные люди творят чудеса с инструментами и практически не видны широкому кругу. Они десятилетиями зациклены на сложнейших реставрациях, и быстрее подарят уникальное фортепиано какому-нибудь талантливому ребенку, нежели займутся выездами и оценками.
Вторая категория
Очень приличные мастера, но, как говорится, без фанатизма. В чем-то они сильны, в механике, к примеру, или в тонкостях темпераций настройки, в чем-то не очень. Иногда признают это открыто. Время от времени все же выезжают на консультации, если у них появляется свободный момент. Мы говорим - иногда, крайне редко и обычно неохотно. Как правило, они порядочные люди. Мы также относимся к ним с почтением.
Третья категория - это уже отдельная песня!
Им нужно привести клиента в нужную им фирму, где у них свои договоренности. Аппетиты у экспертов хорошие, можно не сомневаться. Время от времени они любят в своих кругах бравировать, кто сколько снял.
Справедливо можно заметить: нам-то какое дело, ведь каждый крутится как может.
Да, отчасти это правильно. Но нам есть дело. И мы сейчас это без проблем докажем. Я вообще не признаю утверждений, сошедших хоть с уст гения, которые нельзя доказать.
Допустим, консультант имеет договоренность с моей фирмой, и каждый раз его накрутка будет от двадцати до ста тысяч на пианино среднего класса, больше ста на пианино высшего класса, сотни тысяч на рояль высшего класса. Но в сопроводительные документы, где указывается точная цена фортепиано, нам какую цифру писать?
Это первое. Теперь второе и главное.
Имея договоренности с нашим магазином, консультант нагло бракует во всех остальных. А те, кто договорился в других местах, бракуют у нас. И что получается? Эксперт выходит и говорит людям, что в "Мир-Пиано" продается брак? Да, он так и будет говорить, а люди, облегченно выдыхая, станут благодарить этого лжеца и радоваться, что он открыл им глаза. Нет, он им их закрыл.
И вот так лгать в адрес моей фирмы я не позволю уже никому и никогда. Именно поэтому у нас при входе уже много лет рядом с портретами великих музыкантов скромно висит вот эта милая табличка:
В свое время мне нужно было определиться, с кем я. С консультантами обрабатываю клиентов или напрямую общаюсь с заказчиками? Мой выбор был однозначен. Правда, пришлось в шею погнать консультантов.
Но если кто-то из них решит продумать свой план работы с позиции честного и объективного подхода, а их гарантии будут несколько весомее, нежели "берите это, я гарантирую", я с удовольствием к такому человеку поменяю отношение. Но пока они живут только сегодняшним уловом и вперед никак смотреть не желают. К сожалению.
Любой без труда сможет определить, кто перед ним, если внимательно присмотрится и прислушается к собственным ощущениям, а не рекомендациям даже преподавателей фортепиано, которым тот либо настраивает бесплатно инструмент, либо вообще не "забывает" при удачном улове. Это нормально, как говорится, такова жизнь.
Однажды наш покупатель очень тонко подметил, сказав, что отказался от приобретения инструмента в другом месте лишь потому, что просто чувствовал, что его дурят. А то, что он в фортепиано не разбирается, оказалось уже и не важным.
Хочется вспомнить еще один случай, когда подобный эксперт с крайне "жадной" фамилией и разработчик двойных, тройных и прочих репетиций для пианино, якобы не уступающих рояльным, пришел к нам только с одной целью - забраковать все подряд, чтобы убедить покупателя взять его "уникальное" пианино. Естественно, он был мирно выдворен. А заказчик, внимательно все взвесив, вернулся и приобрел у нас инструмент. На сегодняшний день он доволен, и мы все сделаем, чтобы так было всегда.
Будьте внимательны! К сожалению, магазины и фирмы, наши коллеги, тоже не гарантия стопроцентной порядочности, но то, что вытворяют фокусники-консультанты, фирмам даже не снится.
На страницах интернета и досках объявлений можно в изобилии встретить сугубо информационные ресурсы, владельцы которых выдают себя за фирмы, магазины и агентства, а в реальности это банальное посредничество. Такие люди просто дают рекламу, вывешивая красочные фотографии роялей, и поют одну и ту же песню, что ни в коем случае не покупайте без него, потому что обманут. А он обязательно и очень быстро подберет самый необходимый для вас инструмент. Он только должен срочно перезвонить в ту фирму, где имеет свои договоренности, и быстро обсудить, на чем сколько можно снять.
С одной стороны, нам и тут не жалко, пусть зарабатывают, как могут. Но есть две серьезные проблемы.
Их аппетиты настолько порой велики, что часто возникает неприятная ситуация. Покупатель с утра позвонил в наш или другой магазин напрямую, узнал, что определенный инструмент стоит столько-то, а когда уже приезжает по его "рекомендации", цена оказывается гораздо выше. Интернет-продавец умыл руки, а магазин в глазах посетителя остался попросту непорядочным в своей ценовой политике.
Приезжайте в конкретные магазины и фирмы, общайтесь с их владельцами, узнавайте какие гарантийные обязательства ими предоставляются, и как они будут выполняться. Любым способом убедитесь, что продавец, который вам рекламирует тот или иной инструмент, постоянно работает именно в этом магазине, а не пытается таскать вас по разным фирмам.
Горе-консультант, к сожалению, не несет никакой реальной ответственности и в любом случае отвечать ни за что не будет.
Наши коллеги, хотя они и конкуренты, по большей части стараются заниматься своим делом достаточно честно и профессионально, также давно уяснив, что имя зарабатывается слишком долго, а портится мгновенно.
На мой взгляд, абсолютно любой человек должен отвечать за то, что он делает или что продает. И в первую очередь финансово.
С людьми, которые привыкли в жизни заниматься лишь тем, что смогут урвать сегодня, мы сотрудничать не будем.
Если же человек - настоящий мастер своего дела, в любой профессии, - почтение ему и самое глубокое уважение. И здесь любая критика бессильна.
. . .
И напоследок хочется сказать, мы живем в демократическое время, или якобы демократическое. В любом случае никто никому не запрещает брать за одну цену, а продавать дороже. Только делать это нужно открыто. Мы же всегда говорим, что, продавая нам фортепиано, вы однозначно теряете в цене, потому что моментальная продажа - это обязательная потеря в цене, а покупатель переплачивать не пожелает. Любой наш сотрудник, отвечающий на корреспонденцию, об этом просто обязан напоминать человеку, желающему продать пианино или рояль в наш магазин.
Стройте свое дело, бизнес, на том, чтобы люди, заплатившие за приобретенную у вас вещь, не пожалели о потраченных средствах. Всем не угодить, это однозначно, но абсолютное большинство должны остаться довольными, и это тоже однозначно. А бегать от одного инструмента к другому, стучать по деке, себе по голове забыть, и говорить покупателям чуть ли не шепотом: "Это ни в коем случае брать нельзя", бить себя в грудь, мол, я же независимый эксперт, у меня звезды в очереди стоят! - а в реальности всего лишь желая притащить людей туда, где уже "все готово" и продавец будет делать вид, что он даже не знаком с этим консультантом, - по меньшей мере, смешно.
Но, на мой взгляд, экономические рынки и в нашей стране развиваются вне зависимости от чьих-то пожеланий и по своим законам, и сегодня уже сложнее заниматься обычным, простите, съемом денег, а подчас попросту невозможно. И я этому искренне рад, потому что люди, мы с вами, всегда готовы заплатить, когда действительно есть за что.
Удачи вам!
Алексей Павлов,
Компания "Мир-Пиано"