Практически все старинные пианино и рояли, представленные в нашем салоне, проходят полную реставрацию: внутреннюю и внешнюю.
Цена ремонта каждый раз определяется индивидуально, хотя и укладывается в определённые логические рамки. В любом случае это всегда достаточно дорого и исчисляется несколькими сотнями тысяч рублей, если речь идёт о полном восстановлении, а не о частичном ремонте.
К примеру, реставрация пианино уровня C. Bechstein легко выливается в четыреста–пятьсот тысяч рублей и выше.
Реставрация рояля обходится ещё дороже.
Важный момент! Отличие реставрации от ремонта.
При реставрации восстанавливается исходное состояние инструмента, сохраняется его аутентичность.
При ремонте фортепиано возможны варианты: замена цвета, элементов декора и всего того, что делает инструмент внешне отличным от изначального. К примеру, наиболее распространенный случай, когда заказчик желает, чтобы теперь его фортепиано стало белым.
Иногда можно встретить объявления, где предлагается отреставрированное пианино мирового бренда, скажем, за триста тысяч рублей и даже дешевле. При этом утверждается, что ремонт был выполнен на высшем уровне. К сожалению, это невозможно, и, кому интересно, мы поясним данный момент.
Если говорить о частичном ремонте фортепиано, то вариантов очень много, и каждый раз цена и объём работ обсуждаются отдельно. Нет смысла приводить здесь бесконечные таблицы цен на те или иные услуги: замена молоточков, всего комплекта или частично, навивка струн, всевозможные варианты ремонта механики, звукорезонансной системы, клавиатурных накладок, элементов декора и так далее. Гораздо проще всё это обсудить напрямую.
К сожалению, и цена полной реставрации значительно варьируется. Мы бы рады привести четкие расценки, но на цену влияет слишком много факторов: какое пианино или рояль? В каком состоянии? Что желает заказчик? Желает ли он где-то без потери качества звука сэкономить или наоборот, чтобы всё получилось, как говорится, на высшем уровне, вплоть до винтиков с фирменной маркировкой? Отсюда и выходит столь значительная разница в цене реставрации.
Для наглядности приведём пару примеров.
Допустим, имеем прекрасное старинное пианино – корпус не резной, скорее классических форм. Сам по себе инструмент не пострадал настолько, что теперь требуются столярные работы. Лакокрасочное покрытие – не дорогостоящий полиэфир, а, скажем, варианты бюджетных полиуретановых лаков. Внутри пианино более-менее тоже сохранилось. Заказчик, ради экономии, пожелал пока оставить старые молоточки, которые, допустим, имеют выработку не более половины и звучат хорошо.
Цена такой реставрации будет далека от максимальной, триста пятьдесят – четыреста тысяч рублей. Разумеется, все моменты экономии не должны сказаться на качестве звука инструмента.
И другой вариант: пианино имеет резные формы, то есть гораздо более сложное в работе. Корпус инструмента изрядно пострадал, поэтому требуется серьёзное вмешательство профессионального столяра. Внутри имеются большие проблемы вплоть до замены вирбельбанка под чугунной рамой. (Для удобства понимания, мы стараемся по минимуму использовать профессиональную терминологию).
В общем, инструмент уже с виду в плачевном состоянии, и теперь даже при бюджетной реставрации цена будет значительно выше: от пятисот до семисот тысяч рублей.
А если и заказчик желает максимально восстановить фортепиано, то есть, чтобы все элементы механики были новыми и от ведущих мировых производителей, комплект новых струн, чтобы восстановлением звукорезонансной системы занимались ведущие специалисты, внешняя отделка – импортным полиэфирным лаком и так далее, то стоимость такого ремонта может приблизиться и к миллиону рублей.
Но такой дорогой ремонт имеет смысл делать только в двух случаях: когда у вас действительно уникальное пианино высшего уровня или этот инструмент вам очень дорог в качестве семейной реликвии.
Также нужно учитывать ещё один очень важный момент. После реставрации новым инструмент не станет. Поясним чуть подробнее, это интересно.
А часто и хуже. Качество производства значительно ухудшилось после того, как практически всё собирается в Китае, Малайзии и других странах, но никак не на старинных родных и именитых фабриках, когда производство поставлено на поток, а демпинг цен имеет решающее значение для производителя. Увы, всё это никак не является положительным моментом.
Да, в рекламе всегда будет заявлено, что качество на высочайшем уровне, сохранены все старинные традиции. Кто-то из известных пианистов получит хороший рекламный контракт и так далее. Но элементарная логика говорит, что это технически невозможно, а первая же экспертиза или опыт эксплуатации быстро обрушивают все рекламные заявления.
Стоит отметить, что сохранились и родные производства, но, к сожалению, совсем немного, и цены на такие инструменты колоссально выше.
Итак, повторимся: после реставрации пианино или рояль новым не становится, хотя внешне от нового иногда сложно отличить. Инструменту возвращается жизнь, он вновь обретает свою индивидуальность, неповторимость.
И если качественно бьл выполнен внутренний ремонт, то и профессиональный пианист сможет спокойно заниматься – фортепиано его не подведёт. Инструмент подарит то благородное звучание, отсутствием которого сегодня так часто грешат производители новых пианино и роялей, потонувшие в гонке за массовым производством и вынужденным удешевлением.
В этой связи будет интересно ознакомиться с мнением известного фортепианного мастера-реставратора высшей категории Виктора Петровича Казакова.
Небольшое интервью для «Мир-Пиано» на этой странице сайта.
При индивидуальной реставрации пианино или рояля у мастеров, образно выражаясь, развязаны руки. Никто не спешит, есть время и возможность хорошо «просушить» инструмент, заказать все необходимые детали, обсудить коллегиально и подумать, что и как лучше сделать.
Качество такой реставрации будет уже совсем иным, время – от одного до трёх месяцев. Но результат того стоит.
Важный момент! Конечно же, гарантию дают все реставраторы. Но заказчику лучше убедиться самостоятельно, а не только доверяться словам. И сделать это вполне возможно.
Первое. Посмотрите уже отреставрированные инструменты этой мастерской – в их торговом зале, в магазине или салоне. Присмотритесь, поиграйте, вслушайтесь. Не умеете играть на фортепиано, пригласите преподавателя. Не настройщика-консультанта, там столкнётесь с тотальной ложью (статья на эту тему здесь), а именно музыканта. Да, он может не понимать в тонкостях реставрации, но по звучанию инструмента и по ощущениям клавиатуры ощутит, почувствует, насколько хорошо звучит и отзывается инструмент.
Второе. Присмотритесь к владельцам-реставраторам. Если это очень взрослые и серьёзные люди, скорее всего, они дорожат своей репутацией и тем делом, которым занимаются всю жизнь. И это очень важно. Ведь именно им в дальнейшем нести за инструмент ответственность. Вам важно понять: если что-то случится, эти люди, именно они, всё сделают, чтобы бесплатно исправить, отремонтировать? Или не сделают.
Кстати, ни один консультант или так называемый «независимый эксперт» ничего бесплатно вам никогда не отремонтирует на гарантированный им инструмент. И какой тогда смысл в их экспертизах? Поэтому нужно удостовериться и лично познакомиться именно с теми, кто отвечает за реставрацию. Эти люди должны вызвать доверие. Никакие договоры и прочая юридическая мишура не поможет, если через несколько лет от фирмы следа не останется, или срок гарантии просто закончится.
Также нет смысла ориентироваться на всевозможные отзывы. Эти маркетинговые фокусы в наше время заказываются недорого, в любом качестве и объёме. Но можно ориентироваться на то, что хорошие мастерские практически всегда загружены работой и далеко не всякий раз могут сразу принять ваш даже дорогостоящий заказ.
И теперь мы подошли к третьему и самому важному моменту, если вы желаете заказать дорогой ремонт фортепиано.
Посетите мастерские!
В нашем случае это целое производство. Владельцы вам никогда не откажут в таком визите, если туда не стыдно привести заказчика или вообще его есть куда привести. Разумеется, постоянных экскурсий никто проводить не станет, но если вы нацелены отреставрировать инструмент, к вам уже приезжали специалисты для оценки его состояния и стоимости работ, вам не откажут и в визите на производство.
Почему это важно? Всё просто. В некоторые мастерские вы когда войдёте, то ещё быстрее выйдете, ничего больше не желая там реставрировать.
В других случаях и мастерских никаких нет, так называемые мастера просто сделают перезаказ в другом месте. Это плохо, потому как вы вообще не будете знать, кто, что, где и как реставрирует ваш инструмент.
Именно поэтому часто вы можете услышать, дескать, у них огромное производство, только оно очень далеко в области и на закрытой территории, куда попасть целая эпопея и вообще не каждый день возможно. Но это неправда! Либо мастерских нет, либо туда лучше никого не приводить.
Бывает, что один единственный мастер-настройщик заявляет, что он абсолютно всё делает сам в своей маленькой мастерской. Видимо, гении случаются, но, к сожалению, редко, а мы вообще не видели. Зато многим хорошо известно из недавнего прошлого, как очередной Кулибин ремонтировал у себя в гараже все подряд автомобили. Во всяком случае, брался.
Если говорить серьёзно, то реставрация фортепиано – это сложный и многопрофильный процесс. Здесь нужны опытные мастера совершенно разных и даже не пересекающихся квалификаций, много места, дорогостоящее оборудование и так далее. Иначе невозможно качественно восстановить рояль или пианино, которое само по себе очень сложно устроено, да ещё и пострадало так, что мы порой восклицаем: «Боже, да где же этот бедолага побывал за свою долгую жизнь? Сколько войн, катаклизмов и вандалов претерпел?»
Поэтому вам нужно увидеть всё самим. И вот когда вам владельцы мастерских говорят: «Конечно, пожалуйста, приезжайте, это здесь в Москве!» И, приехав, вы видите, что всё поставлено на должном уровне: отдельно покрасочные камеры с профессиональным оборудованием, цех по внешней отделке, в других помещениях мастера работают с механикой, вокруг много всевозможного оборудования, множество пианино и роялей – одни уже в работе, другие ждут своего часа, и самое главное – мастера!
Вы видите не молодых ребят, наскоро обучающихся сегодня этому ремеслу, вчера другому, а завтра третьему, а взрослых, иногда даже неожиданно возрастных мастеров с богатым опытом, чьи имена широко известны в профессиональных кругах.
Да, в таком месте есть, что посмотреть, а владельцам есть, что вам показать. Они добивались всего этого десятилетиями и теперь не без гордости вам объяснят, что здесь ваш инструмент будет разобран до неузнаваемости, тут будут проведены столярные работы, там восстановлена звукорезонансная система, затем корпус поедет в покрасочную. Параллельно мастер займётся ремонтом механики, после начнётся сборка инструмента, его регулировка и настройка.
И никто не станет возражать, если в процессе реставрации вы ещё пару раз заедете и сделаете несколько фото и видео разных этапов восстановления вашего фортепиано, как говорится, на добрую память.
Что ж, в очередной раз из желания поделиться технической информацией о ремонте пианино или рояля у нас получилась целая обзорная статья. Значит, так тому и быть, возможно, кому-то пригодится.