
Казаков Виктор Петрович – мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных клавишных инструментов. Имеет высшую, 14-ю категорию, присвоенную комиссией под руководством ректора Московской государственной консерватории, профессора и доктора искусствоведения М. А. Овчинникова в 1998 году.С 1970 по 2012 годы – музыкальные мастерские при театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Впоследствии это предприятие называлось театрально-художественным комбинатом при театре Моссовета, затем театрально-художественными мастерскими при театре Моссовета.
Уникальность этого мастера заключается в том, что он специализируется не столько на ремонтах, сколько на сложнейших реставрациях старинных фортепиано, то есть на восстановлении их исходной аутентичности.
Среди заказчиков Казакова В. П. – многие известные и даже выдающиеся деятели культуры и искусства, имена которых он скромно умолчал, ответив, что для этого неплохо бы получить от них разрешение на упоминание.
Родился Виктор Петрович Казаков в Москве в 1951 году. Стаж – с 1970 года.
С 1970 по 2012 год работал в музыкальных мастерских при театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Впоследствии они стали театрально-художественным комбинатом при Театре Моссовета, а затем – театрально-художественными мастерскими при Театре Моссовета.
Также с 1970 года и по сей день Виктор Петрович работает в музыкальной школе имени Ипполитова-Иванова на Таганке и в детской музыкально-хоровой школе имени И. И. Радченко.
Кроме того, с 2006 по 2012 год Казаков В. П. работал фортепианным мастером в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
За долгую карьеру Казаков В. П. трудился в целом ряде других средних и высших музыкальных учреждений столицы.

На сегодняшний день Виктор Петрович Казаков является одним из последних единичных фортепианных мастеров, в совершенстве владеющих старинной техникой шеллачной полировки музыкальных инструментов, которая, ввиду своей сложности, уходит в историю.
Добрый день, Виктор Петрович!
– Добрый день!
Во-первых, хочу выразить искреннюю признательность, что Вы согласились на эту встречу, согласились ответить на те вопросы, которые часто задают наши посетители в фортепианном салоне или присылает их нам на почту!
– Вы обратились – я приехал. Почему бы и нет?
Спасибо! Итак: Ваше отношение к пианино и роялям прошлых лет мировых производителей таких как C. Bechstein, Steinway and Sons, Bluthner, Ed. Seiler, August Förster и т д. Естественно, речь идёт об инструментах, о пианино, в частности, рубежа XIX-XX веков, когда был закончен переход на так называемую «современную» механику.
– Самое что ни на есть положительное моё отношение! Когда их делали, они были идеально собраны как предмет фортепианного искусства! Я считаю, что инструменты прошлого были выполнены на самом высоком техническом и профессиональном уровне. Это вершина мастерства фортепианостроения.
А на сегодняшний день обыватель может их приобретать, к тому же они часто продаются очень недорого?
– Можно и даже нужно! Но только если инструмент отреставрирован профессиональными мастерами.
Какова будет его надёжность при профессиональных нагрузках после качественной реставрации?
– Если реставраторы истинные мастера своего дела и использовались качественные материалы, то гарантия будет стопроцентной! А надежность, как минимум, не уступит новому инструменту той же марки. Подчеркну, как минимум!
Много ли сегодня в мире фортепианной реставрации больших мастеров?
– Слава Богу, ещё остались! Отличительная черта истинного мастера – скромность, поэтому они пребывают в тени, у них нет яркой рекламы. Но, в принципе, они в дополнительной рекламе и не нуждаются, так как всегда очень востребованы.
Сколько лет необходимо, чтобы стать достойным фортепианным мастером? И что для этого нужно еще?
– Совершенству нет предела.
А если условно сравнить с системой высшего образования, где приличным специалистом можно стать за 5-6 лет обучения, возможен ли такой успех в вашей редкой профессии?
– Гении встречаются крайне редко. Но, на мой взгляд и опыт, чтобы постичь глубины мастерства на достаточно приличном уровне, человеку придется потратить не менее 20 лет. И только в мастерской!
То есть, если человек будет всю жизнь работать настройщиком, посещающим квартиры, оценщиком-консультантом, он не сможет стать настоящим фортепианным мастером?
– Хорошим настройщиком он стать может. Если пожелает. Но не мастером-реставратором, владеющим всеми глубинами капитальных ремонтов и всей сложностью внешней отделки. Согласитесь, это можно получить только в профессиональной мастерской под руководством опытных мастеров. Лично у меня было много высококвалифицированных и даже выдающихся мастеров в своё время по механике, по столярному делу, по внешней отделке. И отдельно по настройке. Вот вам уже четыре мастера. А вы упомянули только работу настройщиком. Тем и отличается обычный, пусть даже квалифицированный настройщик от мастера-реставратора.
К сожалению, сегодняшним молодым мастерам сложнее постичь все тонкости профессии, так как многие мастерские приказали долго жить. Среди них были очень большие специалисты из «Экспериментальной мастерской», обслуживающей весь СССР, из мастерской Всероссийского хорового общества, из «Камертона» и других мест, где всегда работали выдающиеся мастера. И попасть туда было делом очень не простым.
Но, справедливости ради, хочу отметить один очень важный момент. Настоящий настройщик – дело, к сожалению, не частое, но есть такие выдающиеся мастера в данном направлении, что шляпу перед ними можно снять сразу.
Что или кого именно Вы имеете в виду?
– Человек может никогда и не касаться серьезных капитальных ремонтов, а в невероятных тонкостях настройки достигает просто божественных вершин. К примеру, по рассказам старых мастеров с которыми я работал, в один из визитов в СССР американского пианиста Вана Клиберна – это было уже очень давно, – маэстро мирового уровня был крайне поражен и даже взволнован работой одного нашего настройщика, хорошо известного и по сей день. Отметим, что упомянутый мной мастер работал на тот момент преподавателем фортепиано. Этот уникальный настройщик с консерваторским образованием, при этом очень скромный человек, по определённым причинам вынужден был подменить другого настройщика. И он так выполнил настройку рояля, что вскоре по настоянию маэстро Клиберна был приглашён в качестве настройщика-консультанта в США на одну из мировых фабрик. Не забывайте, это были где-то 60-е годы прошлого столетия, когда границы СССР, мягко выражаясь, оставались на замке.
Потрясающе! А возможно ли, что старинный инструмент не будет нуждаться в полной реставрации, которая всегда очень дорогостоящая?
– Как ни странно, такие экземпляры иногда встречаются. Крайне редко. Это ещё раз говорит об их качестве, и только. Прошедшие огни и воды, они могут дать фору любым новым инструментам! Повторюсь – любым!
А выдержит ли такой инструмент профессиональную нагрузку пианиста уровня консерватории, к примеру?
– Когда выдержит, будем благодарить Бога и мастеров славного прошлого!
Ваше отношение к современным пианино второй половины двадцатого века до китайских сборок? Могли бы выделить какие-то определённые марки?
– Те же самые марки и выделю. Фирма есть фирма!
Но это инструменты высшего класса, и они всегда очень дорогие. А что касается фортепиано среднего, но профессионального уровня? Какую марку Вы бы посоветовали пианисту достаточно приличного уровня?
– Среди множества марок могу от души порекомендовать фортепиано марки Petrof. Соответственно и весь модельный ряд этой фирмы. Очень надежные инструменты! И достаточно качественно собирались.
Пользуясь случаем, хотел бы Вас спросить следующее. Бытует мнение, что Petrof после определённого года в 80-х годах прошлого столетия брать нельзя, потому как что-то было ухудшено в конструкции.
– Если не брать во внимание различные беды, постигшие то или иное пианино или рояль, нареканий к фабричному изготовлению этой марки не было и нет. Не говорим, конечно же, о китайских аналогах.
Иногда встречается Petrof «глухой», с «вязкой» клавиатурой. Обычно настройщики такие инструменты сразу отставляют в сторону, практически бракуют.
– Проблема несколько в иной сфере. В тонкостях регулировки механики, настройки и индивидуальной настройки. Для каждого инструмента нужен свой, ещё раз повторюсь, индивидуальный подход, что часто не попадает под общие стандарты. Как и все в этом мире, в принципе. Стандарты вообще редко где подходят достаточно долго и успешно.
Еще один вопрос, который очень интересует нашу аудиторию. Почти у всех фортепиано Petrof 70-80 годов на сегодняшний день имеются трещины в резонансной деке. Как вы к этому относитесь в свете того, что очень часто настройщики запугивают этим владельцев, говоря, что теперь инструмент непригоден и подлежит дорогой реставрации?
– Выдающийся фортепианный мастер Козлов Василий Георгиевич, проработавший более тридцати лет мастером в Большом театре, в концертном зале Чайковского и консультантом музея имени М. И. Глинки, не подходил так прямолинейно к этому вопросу, как подходят упомянутые настройщики. И я с этим абсолютно согласен. Очень часто инструмент с восстановленной декой ухудшал свой звук! Парадокс? Нет, факт! Чаще всего эти трещины не влияют на качество звучания и надёжность инструмента! И самое обидно, если люди решились всё же заказать дорогостоящий ремонт резонансной деки, уже через какое-то время появляется рядом другая трещина. И снова это может не ухудшить звучание инструмента!
Но есть же и криминальное состояние деки?
– Конечно, есть! Но это требует индивидуального рассмотрения. И, как правило, проблема здесь уже не только в деке, а и гораздо глубже.
Лично себе Вы бы взяли инструмент с парой-тройкой трещин в деке, даже если забыть, что Вы фортепианный мастер с огромным опытом?
– Взял бы, не задумываясь, даже если бы не был фортепианным мастером вообще!
Сами того не заметив, мы немного сделали рекламу фирме Petrof, хотя наша компания их успешно продает уже много лет, как Вам известно. Есть ли ещё какие-то достойные марки, которые были бы так надежны, как упомянутая фирма?
– Время покажет.
Ваше отношение к отечественным инструментам?
– Никакого отношения.
А к китайским аналогам даже мировых производителей?
– Пока воздержусь от комментариев и очень надеюсь, что когда-нибудь они займут достойное место. Китай – великая страна.
Ваше отношение к различным цифровым пианино даже с молоточковой механикой?
– Я не преподаватель фортепиано, а фортепианный мастер. Но за 45 лет тесной работы с выдающимися педагогами ни разу не слышал, чтобы кто-то из них посоветовал чем-то ещё заменить акустическое фортепиано.
Позвольте упомянуть ваш ответ на мою просьбу дать побольше фотографий для этого интервью – ответ, который меня, признаюсь, тронул.
– Я могу его повторить. Пусть восстановленные мной инструменты остаются вместо фотографий.

Есть ли у Вас, Виктор Петрович, ещё какие-то моменты, которые Вы бы могли и хотели озвучить для нашей аудитории?
– Сразу даже не знаю, что и ответить. Всем начинающим любителям фортепиано, а также профессионалам, могу лишь привести слова выдающегося пианиста и педагога Наума Перельмана: «Шесть дней трудись, а седьмой играй, играй и играй!» Сложно сказать что-то конкретное ещё и потому, что мир фортепиано настолько удивителен, многообразен и глубок, что порой приходится мысль выражать такими, на первый взгляд, общими, но одновременно и глубинными фразами выдающихся деятелей, чей труд всегда объединял всех истинных служителей музыки!
Виктор Петрович, наш список вопросов закончился, хотя мы с лёгкостью могли бы продолжить его до бесконечности. Помня о вашей занятости, я крайне признателен Вам за уделённое время! Уверен, Ваши ответы и отзывы о фортепиано будут очень интересны нашей аудитории! Еще раз Вам большое спасибо от компании «Мир-Пиано» и меня лично!
– И вам, и лично Вам всего наилучшего!
Огромное спасибо!
Москва. 2015 год.

Другие интервью для «Мир-Пиано»
Галерея роялей / Галерея пианино / Заметки и статьи