Старое пианино, равно как и рояль, всегда вызывает множество дискуссий относительно его плюсов, минусов и иных моментов. Давайте немного разберемся в этом вопросе.
Итак, если старое пианино является нашим отечественным, то брать его не стоит никогда. «Жигули» старые делались чуть лучше, чем новые, но все равно "ездить" не умели. А теперь они еще и пенсионного возраста.
С импортными инструментами ситуация несколько иная и немного более сложная. Какое старое пианино имеется в виду? 70-х годов XX века? Многие логично подозревают, что это пианино старое, сравнивая его возраст с возрастом все того же автомобиля, к примеру. Но, тем не менее, это не старое пианино, в том понимании, о котором идет речь. Правда, и не новое. Данные инструменты считаются современными, как бы скептически к этому ни относились некоторые люди. Их современность заключается в том, что при их изготовлении использованы все конструктивные разработки, которые используются и по сей день. А так как срок службы пианино или рояля при нормальной эксплуатации и должном обслуживании десятилетия и десятилетия, то фортепиано, которому сорок-пятьдесят лет, совсем еще не старое. И если оно в приличном рабочем состоянии, то послужить может не хуже нового, а порой и лучше, учитывая тот момент, что раньше все сборки были родными, а не китайскими, малайзийскими и т. д.
Теперь кратко заглянем чуть глубже в историю фортепианного производства. Рассмотрим довоенный период. Вот здесь уже речь идет о действительно старых инструментах. Они изготовлены несколько иначе. Кстати, гораздо более качественно, так как в те времена такого массово-машинного производства практически не существовало, и каждый инструмент можно спокойно охарактеризовать как «ручная сборка». Именно поэтому эти пианино и рояли снискали мировую славу, например немецкие пианино, как инструменты с богатейшим звуком и крайне долговечные в эксплуатации. Заслуженно снискали, нужно признать.
Старые пианино – период достаточно длительный. И здесь нам придется разобраться подробнее с таким понятием как «старая система механики»
Механика пианино подразделяется на два типа: старая и новая. Эти понятия условные, так как переход на новую систему происходил постепенно на рубеже XIX и XX веков. Не будем вдаваться в профессиональную терминологию, отметим только один момент, по которому можно определить, какая система механики в конкретном инструменте.
Старая – верхнедемпферная (так называемая система глушения струн).
Новая – нижнедемпферная.
Последняя обладает гораздо большими техническими возможностями, полностью вытеснив инструменты со старой системой механики. Поэтому не стоит связываться с верхнедемпферной (старой) системой, даже если это пианино принадлежит к числу мировых брендов.
Установить, какая в конкретном случае система, достаточно просто и часто удается это сделать без помощи специалиста. Поднимите самую верхнюю крышку пианино (напомним, что речь идет именно о пианино, а не о рояле, где также не особо интересны варианты механики, кроме двухрепетиционной) и присмотритесь к молоточкам, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если весь их ряд вы видите без труда то, скорее всего, у вас современная система механики, то есть нижнедемпферная, что уже очень хорошо. Если же ряд молотков расположен немного внутри, а сверху присутствует еще некая надстройка, то это уже старая система, и такой инструмент лучше не рассматривать.
Примеры:
Здесь мы видим открытый ряд молоточков, то есть это современная система механики.
А вот в этом случае как раз наоборот. Ряд молотков расположен под дополнительной конструкцией, которая и является верхним демпфером (системой глушения струн). От таких инструментов лучше сразу отказываться.
Итак, если система механики установлена и есть желание приобрести старый инструмент, то следует учесть следующие моменты:
Заявления вида: «Пианино прекрасно сохранилось, его нужно только настроить» – беспочвенны. Пианист сядет, и все посыплется. Законы физики: усталость металла и высыхание дерева – никто не отменял. А серьезная реставрация – это дорого, и далеко не всегда ее сделают достойно даже те, кто обладает вроде бы приличным именем среди мастеров. Именно поэтому старое пианино известной марки без реставрации можно купить за сущие копейки, а отреставрированный инструмент всегда стоит дорого.
Инструмент после реставрации не всегда можно настроить в современный камертон без плачевных последствий.
Не вдаваясь в профессиональные дебри, скажем, что старые инструменты звучали чуть «ниже», соответственно, давление струн на раму хоть и исчислялось так же тоннами, тем не менее было меньше. Настраивая в современный же камертон старое фортепиано, то есть резко увеличиая давление на руму и натяжение струн, возможен обрыв этих самых струн как минимум, и трещина в раме в качестве более неприятного сюрприза.
Почти всегда старые инструменты обладают слишком мягкой клавиатурой, что, возможно, кому-то и нравится при обычном музицировании, но при обучении это однозначно минус. Ребенок, занимающийся на современной, плотной, упругой клавиатуре, при прочих равных, всегда технически опередит другого, кто занимается на чрезмерно мягкой, «ватной» клавиатуре.
Нет гарантий, что после реставрации вернется то богатое звучание инструмента, которым он обладал изначально. Это может быть по вине плохих специалистов, не умеющих восстанавливать резонанс деки, либо в силу ее чрезмерной поврежденности и деформации (последнее реже).
Этот момент может быть как плюсом, так и минусом. Причем далеко не всегда известный в фортепианных кругах мастер, с целой кипой всевозможных бумажек и удостоверений, является достойным специалистом в этой области. И наоборот, можно встретить малоизвестного специалиста, человека более чем скромного, десятилетиями занимающегося сложнейшими реставрациями. У такого мастера зачастую нет ни единой пафосной бумажки, но после его реставрации инструменту придается новая жизнь с таким же богатым звуком и очень высокой степенью технической надежности.
В этом случае речь идет о внутренней реставрации. О внешней поговорим в другой статье.
Если соблюдены все плюсы и исключены минусы, то старое пианино, равно как и старый рояль, – это настоящее произведение искусства! Новые, как правило, это уже не то. Хотите вы того или нет, но это факт! Понятий «недорогое пианино», «некачественное», «неродная сборка», «массовое производство» в те времена в природе не существовало. Каждый инструмент был воплощением высшего мастерства.
Прекрасно отреставрированный инструмент всемирно известной фирмы, всегда будет служить вам долгие и долгие десятилетия, радовать богатством звука, а с технической стороны превзойдет многие, если не почти все, новые!
Старое пианино или старый рояль – это не автомобиль. Он сродни скрипке, где старинный инструмент известного мастера – это всегда очень дорого стоит!
(Статья от 2010 года).