+7 (925) 632-2257
+7 (903) 968-1582
+7 (495) 545-1120

Брюсов пер, д. 2/14, стр. 8
(Союз муз. деятелей. Напротив консерватории) | Как нас найти
Перед визитом, пожалуйста, звоните!

A+ A A-

Видеоинтервью с известным мастером-реставратором Смирновым Б. Д. .

РЕЖИМ РАБОТЫ
Понедельник- пятница:
с 12.00 до 20.00
Суббота - воскресенье:
с 12.00 до 19.00
Перед визитом, пожалуйста, звоните!
Контактная информация

a pavlov avtor

3 alex pavlov 2

Наше Издательство

А. Павлов. Все проекты

Может ли электронное пианино заменить акустическое?

Нет. Никогда.

Мы не говорим, что электропианино или синтезатор – это плохо. Напротив, это прекрасный мир электронной музыки. Мы заявляем лишь то, что оно не может помочь в обучении игре на акустическом фортепиано: пианино или рояле. Навредить может, а помочь – нет.

Интересно, почему подобный вопрос не возникает у других музыкантов? У скрипачей, к примеру, или гитаристов. Там есть четкое разделение – это мир электронной музыки, а это "живой". Представьте, что вы привели ребенка в музыкальную школу для обучения игре на скрипке, а преподаватель вам заявляет, что нет проблем, купите электрическую скрипку и занимайтесь. Выражения лиц родителей вообразить себе не сложно, равно как и реакцию на такого учителя музыки.

(В конце статьи добавлена интересная и крайне важная заметка. Обратите внимание!)

Но на фортепиано свет клином сошелся. Вот не хуже электрическое пианино, и все тут. Может быть, стоит посмотреть, в чем же причина? А она налицо. Практически любому музыканту нужно фортепиано. А значит, на них особый спрос. Больше, чем на другие инструменты. И действительно, далеко не каждому с интерьерной точки зрения понравится достаточно громоздкий инструмент. Да еще и тот, который соседи будут слышать. Там-то – надели наушники, и никто рядом ничего не воспринимает. Вот и породил повышенный спрос с техническим прогрессом активное предложение всевозможных электронных пианино. А дальше уже работают законы рынка и, как следствие, жесткая конкуренция. Вот и заполонила свет повальная реклама всех достоинств данного продукта, даже тех преимуществ, которых, по факту, и нет. Но продавать же надо!

Но как бы мы ни старались, нам никогда не удастся заменить звук живого инструмента электрическим. Почему мы ходим на концерты симфонического оркестра, оперы, выступления пианистов, скрипачей, вокалистов? И отдельно – на концерты эстрадных коллективов? Да потому что это совершенно разные миры, хотя и оба музыкальные.

Какая бы ни стояла, хоть сто раз деревянная механика и активная клавиатура, пианист, извлекая живой звук, чувствует резонанс струны и деки инструмента. Отсюда и бесконечные возможности красоты и качества звукоизвлечения. У электронного инструмента нет ни струны, ни звукорезонансной деки, только динамики и электронный(!) звук. При замыкании контакта, через эти самые динамики мы получаем звуковую копию. И только. На "живом" инструменте он, звук, "открывается" уже в процессе. Именно поэтому, наблюдая, как играет клавишник, сразу становится заметно, что он просто шлепает пальцами по клавиатуре, в то время как пианист извлекает звук, создавая каждый раз новую красоту и глубину звучания. Поэтому пианист и играть по-настоящему умеет, его слушать интересно. 

На этот счет есть два очень занятных аргумента, объясняющих истинное положение вещей:

1. В любой, даже мало-мальски приличной музыкальной школе, не говоря уже о ЦМШ и других элитных учебных заведениях, ученика, не имеющего механического пианино или рояля, просто отчисляют, невзирая ни на какие его способности. А у нас в России, и в частности в Москве, лучшая в мире фортепианная школа.

2. Любой серьезный эстрадный музыкант почти всегда предпочитает звучание "живого" рояля. Игорь Крутой, к примеру, Элтон Джон и многие другие звезды отечественной и мировой эстрады.

Мир электронной клавишной музыки – это лишь малая часть огромного и всеобъемлющего фортепианного мира, но никак не наоборот. Вот именно поэтому, получив даже небольшое классическое фортепианное образование, на клавишных электронных инструментах музыкант чувствует себя предельно легко. Но тот, кто пытался учиться на электрическом пианино, на живом инструменте, будь то рояль или пианино, ничего прилично исполнить не сможет.

На наш взгляд, при обучении ребенка необходимо учесть еще один крайне важный момент.

Взрослый человек, когда хочет что-то изучить либо освоить, для достижения результата целенаправленно работает, трудится. Ребенок же совершенно наоборот. Он жаждет развлечений в любом процессе, в том числе и при обучении. И вот тут-то всевозможные уникальные эффекты электронного инструмента начинают играть свою злую шутку. Как ребенок набаловался со всеми этими эффектами, как правило, дальнейшие занятия "скучной" музыкой у него уже не вызывают интереса. Еще бы! После таких-то "наворотов"!

К сожалению, часто случается так, что на этом процесс обучения игре на фортепиано можно заканчивать. А жаль, ведь играть-то так и не научились, хотя и могли.

На живом инструменте такая проблема отсутствует изначально, потому что там кроме клавиш ничего нет. И потому ученик вынужден искать "руками и ушами" все краски именно в звуках, которые он сам же и извлекает. Перед ним остается минимум: ноты, клавиши, руки и уши – всё!

И последний момент, многое объясняющий:

Если бы действительно «клавиши» могли заменить настоящее фортепиано, мы бы, будучи коммерческой структурой, с большим удовольствием их продавали. На них всегда есть спрос, на них не сложно, уж простите за жаргон, делать деньги. Продали – и забыли, пусть сервисный центр после решает любые проблемы. Но есть один важный этический момент. Всякий раз покупатель спрашивает, а может ли он или его ребенок на синтезаторе научиться играть на фортепиано? И что отвечать? Правду? То есть, нет, нельзя. Тогда синтезатор никогда не купят. Значит, надо лгать, лишь бы продать.

Тем не менее это вовсе не означает, что мир электронных клавишных инструментов так бесполезен и сер. Это совсем не так. Он никогда не перестанет увлекать эстрадных музыкантов, удивляя и радуя все новыми возможностями в области электронного звука и сопутствующих эффектов.

Просто это другое.

(Статья от 2012 года).


Данная заметка появилась гораздо позже публикации этой статьи, осенью 2017 года. В одном из телеинтервью наш известный пианист с мировым именем недвусмысленно ответил на вопрос: на чем лучше заниматься. Он не просто абстрактно обозначил, что лучше: синтезатор или механическое пианино, а обосновал свою позицию, выбрав заведомо неравные «весовые категории». Музыкант высказал мнение, на чем бы он предпочел заниматься: на великолепном электронном цифровом инструменте либо старой раздолбанной (дословно) «Лирике», «Красном Октябре», «Лире», «Тюмени» и так далее. Но даже при таком несопоставимом сравнении выдающийся пианист современности делает однозначный вывод. Что же тогда говорить о сопоставлении великолепного электронного инструмента и великолепного "живого" фортепиано? Мы бы не хотели делать дополнительную рекламу своему сайту за счет имени музыканта, которое известно всем, потому вот ссылка, 13-я минута, 5-я секунда интервью.

Также обратите внимание, насколько профессионально и интересно ответил на этот же вопрос в интервью, данном нашей компании, народный артист, профессор, пианист Юрий Розум. Ссылка. (Чуть дальше середины интервью).


Где лучше заниматься? В музыкальной школе или с преподавателем на дому?

Чем отличаются пианино, рояль и фортепиано?

Рояли в наличии / Пианино в наличии / Все статьи

 

 
Яндекс.Метрика
© Мир-Пиано. Алексей Павлов