Мир-Пиано

Register Login

Может ли электронное пианино заменить акустическое?

Нет. Никогда.

Мы не говорим, что цифровое пианино или синтезатор – это плохо. Напротив, это прекрасный мир электронной музыки. Мы заявляем лишь то, что оно не может помочь в обучении игре на акустическом фортепиано: пианино или рояле. Навредить может, помочь – нет.

(Эта статья от 2012 года. Мы оставим ее без изменений, а ниже сделаем добавления уже более позднего времени. Наше мнение не изменилось, но с позиции опыта есть что достаточно важное добавить).

Интересно, почему подобный вопрос не возникает у других музыкантов? У скрипачей, к примеру, или гитаристов. Там есть четкое разделение – это мир электронной музыки, а это "живой". Представьте, что вы привели ребенка в музыкальную школу для обучения игре на скрипке, а преподаватель вам заявляет, что нет проблем, купите электрическую скрипку и занимайтесь. Выражения лиц родителей вообразить не сложно, равно как и реакцию на такого учителя музыки.

Но на фортепиано свет клином сошелся. Вот не хуже электрическое пианино, и все тут. Может быть, стоит посмотреть, в чем же причина таких утверждений? А она налицо. Практически любому музыканту нужно фортепиано. А значит, на них особый спрос. Больше, чем на другие инструменты. Но, действительно, далеко не каждому с интерьерной точки зрения понравится достаточно громоздкий инструмент. Да еще и тот, который соседи будут слышать. Там-то – надели наушники, и никто рядом ничего не воспринимает. И масса других "приятостей", пусть и не имеющих прямого отношения к обучению игре на фортепиано. 

Но, действительно, далеко не каждому с интерьерной точки зрения понравится достаточно громоздкий инструмент. Да еще и тот, который соседи будут слышать. Там-то надели наушники, и никто рядом ничего не воспринимает.

Вот и породил повышенный спрос с техническим прогрессом активное предложение всевозможных электронных пианино. А дальше уже работают законы рынка и, как следствие, жесткая конкуренция. Вот и заполонила свет повальная реклама всех достоинств данного продукта, даже тех преимуществ, которых, по факту, и нет. Но продавать же надо!

Но как бы мы ни старались, нам не удастся заменить звук живого инструмента электрическим. Почему мы ходим на концерты симфонического оркестра, оперы, выступления пианистов, скрипачей, вокалистов? И отдельно – на концерты эстрадных коллективов? Да потому что это совершенно разные миры, хотя и оба музыкальные.

Какая бы ни стояла, хоть сто раз деревянная механика и активная клавиатура, пианист, извлекая живой звук, чувствует резонанс струны и деки инструмента. Отсюда и бесконечные возможности красоты и качества звукоизвлечения.

У цифрового инструмента нет ни струны, ни звукорезонансной деки. При замыкании контакта, через эти динамики мы получаем электронную оцифрованную копию живого звучания. И только. 

На акустическом инструменте он, звук, открывается уже в процессе. Именно поэтому, наблюдая, как играет клавишник, сразу становится заметно, что он просто шлепает пальцами по клавиатуре, в то время как пианист извлекает звук, создавая каждый раз новую красоту и глубину звучания. Поэтому пианист и играть по-настоящему умеет, его слушать интересно. 

На этот счет есть два очень занятных аргумента, объясняющих истинное положение вещей:

1. Практически в любой музыкальной школе, не говоря уже о ЦМШ и других элитных учебных заведениях, ученика, не имеющего механического пианино или рояля, просто отчисляют, невзирая ни на какие его таланты. А у нас в России, и в частности в Москве, лучшая в мире фортепианная школа с богатейшими историческими традициями. Сюда со всего мира едут учиться лучшие студенты других стран.

2. Любой серьезный эстрадный музыкант почти всегда предпочитает звучание "живого" рояля. Пусть это будет Игорь Крутой, к примеру, Элтон Джон и многие другие звезды отечественной и мировой эстрады.

Мир электронной клавишной музыки – это лишь малая часть огромного и всеобъемлющего фортепианного мира, но никак не наоборот. Вот именно поэтому, получив даже небольшое классическое фортепианное образование, на клавишных электронных инструментах музыкант чувствует себя предельно легко. Но тот, кто пытался учиться только на цифровом пианино, на живом инструменте, будь то рояль или пианино, ничего прилично исполнить не сможет.

На наш взгляд, при обучении ребенка необходимо учитывать еще один очень важный момент.

Взрослый человек, когда хочет что-то изучить либо освоить, для достижения результата целенаправленно работает, трудится. Ребенок же совершенно наоборот. Он жаждет развлечений в любом процессе, в том числе и при обучении игре на фортепиано. И вот тут-то всевозможные эффекты электронного инструмента начинают играть свою не самую добрую шутку. И когда ребенок набалуется всеми этими эффектами, как правило, дальнейшие занятия "скучной" музыкой ему становятся не слишком интересны. Еще бы! После таких-то "наворотов"!

К сожалению, часто случается так, что на этом процесс обучения игре на фортепиано можно заканчивать. А жаль, ведь играть-то так и не научились, хотя и могли.

На живом инструменте такая проблема отсутствует изначально, потому что там кроме клавиш ничего нет. И потому ученик вынужден искать "руками и ушами" все краски именно в звуках, которые он сам же и извлекает. Перед ним остается минимум: ноты, клавиши, руки и собственный слух – всё!

И последний момент, также многое объясняющий:

Если бы действительно цифровые инструменты могли заменить настоящее фортепиано, мы бы, будучи коммерческой структурой, с большим удовольствием их продавали. На них всегда есть спрос, на них несложно, уж простите за жаргон, делать деньги. Продали – и забыли, пусть сервисный центр после решает любые проблемы. Но есть один этический момент. Всякий раз покупатель спрашивает, а может ли он или его ребенок на синтезаторе или на цифровом пианино научиться играть на настоящем фортепиано? И что отвечать? Правду? То есть, нет, нельзя. Тогда цифровое пианино никто не купит. Значит, надо лгать, чтобы бы продать. Лишь бы продать, не так ли?

Тем не менее это вовсе не означает, что мир электронных клавишных инструментов так бесполезен и сер. Это совсем не так. Он никогда не перестанет увлекать эстрадных музыкантов, удивляя и радуя все новыми возможностями в области электронного звука и сопутствующих эффектов.

Более того, даже профессиональные пианисты иногда используют переносные цифровые пианино, когда ненадолго едут на дачу, к примеру, где нет другой возможности «размять пальцы», или когда уже совсем поздно, а позаниматься хоть как-то нужно и только бесшумно.

Мир цифровых фортепиано увлекателен и по-своему уникален, просто это несколько другое, нежели мир живой фортепианной музыки.

(Автор статьи Алексей Павлов. 2012г.).


Данная заметка появилась гораздо позже вышеизложенной статьи. В одном из телеинтервью известный российский пианист с мировым именем недвусмысленно ответил на вопрос: на чем лучше заниматься. Он не просто абстрактно обозначил, что лучше: цифровое или механическое пианино, а обосновал свою позицию, выбрав заведомо неравные «весовые категории».

Музыкант высказал мнение, на чем бы он предпочел заниматься: на великолепном цифровом инструменте либо старой раздолбанной (дословно) «Лирике», «Красном Октябре», «Лире», «Тюмени» и так далее. Но даже при таком несопоставимом сравнении выдающийся пианист современности делает однозначный вывод в пользу акустического фортепиано. Что же тогда говорить о сопоставлении дорогого цифрового инструмента и великолепного(!) "живого" фортепиано?

Мы бы не хотели делать дополнительную рекламу своему сайту за счет имени знаменитого музыканта, которое известно всем, потому вот ссылка, 13-я минута, 5-я секунда интервью.

Также обратите внимание, насколько профессионально и интересно ответил на этот же вопрос в интервью, данном нашей компании, народный артист, профессор, пианист Юрий Розум. Ссылка. (Чуть дальше середины интервью).

 


Где лучше заниматься? В музыкальной школе или с преподавателем на дому?

Чем отличаются пианино, рояль и фортепиано?

 

Рояли в наличии / Пианино в наличии / Все статьи

 

© Мир-Пиано. Алексей Павлов

Top Desktop version