Мир-Пиано

Register Login

Может ли цифровое пианино заменить акустическое?

Может ли электронное пианино заменить акустическое?

Нет, и никогда.

Мы не говорим, что цифровое пианино или синтезатор – это плохо. Напротив, это прекрасный мир электронной музыки. Мы лишь утверждаем то, что оно не может заменить акустический инструмент при обучении игре на классическом фортепиано – пианино или рояле. Навредить может, заменить – нет.

(Эта статья от 2012 года. Мы оставили её без изменений. Новая статья от 2025 года здесь). 

Интересно, почему подобный вопрос не возникает у других музыкантов? У скрипачей, к примеру, или гитаристов? Там есть чёткое разделение – это мир электронной музыки, а это «живой».

Представьте, вы привели ребёнка в музыкальную школу для обучения игре на скрипке, а преподаватель вам вдруг заявляет, что нет проблем – купите электрическую скрипку и занимайтесь. Лица родителей вообразить будет несложно, равно как и реакцию на такого учителя музыки.

Но на фортепиано свет клином сошёлся. Вот не хуже электрическое пианино, и всё тут. Тогда, может, стоит присмотреться, в чём же истинная причина таких утверждений? А она на поверхности.

Любому музыканту, не только пианисту, необходимо фортепиано. А значит, на фортепиано очень большой спрос во всём мире. Больше, чем на все остальные инструменты вместе взятые.

И тут, действительно, далеко не каждому с интерьерной точки зрения понравится достаточно громоздкий и тяжёлый инструмент. Да ещё и тот, который соседи услышат. На цифровом – надели наушники, и никому не мешаем. Настройщика не нужно каждый год вызывать – тоже вроде бы преимущество.

Теперь добавляем сюда профессиональный маркетинг и огромные деньги на рекламу цифровых пианино, и получаем большой спрос на них. Спрос на цифровые, в которых якобы есть масса плюсов по сравнению с акустическим.

Да, конечно, плюсы есть. Но кроме главного – у цифрового пианино нет живого звука. И не будет.

Живой звук заменить электронным не удастся никогда. Люди посещают концерты симфонического оркестра, оперы, выступления пианистов, вокалистов, скрипачей. Всех тех, кто выступает вживую. И отдельно – концерты эстрадных коллективов. Но даже там, если музыкант умеет играть на фортепиано, то на сцене сразу же появляется рояль, если есть такая возможность, что подчёркивает особую значимость эстрадного музыканта.

Нам заявляют, что в цифровом пианино установлена молоточковая механика, то есть как в настоящем. Но какая бы ни была установлена деревянная, молоточковая механика с активной клавиатурой, там нет главного компонента – звукорезонансной системы. Именно посредством неё и рождается живой звук, красота которого дальше зависит уже только от профессионализма пианиста.

Звукорезонансная система пианино или рояля – это чугунная рама, дека, штеги, вирбели, струны... И всё это у разных производителей по-разному сконструировано, что-то даже запатентовано.

Магазин пианино и роялей Мир-Пиано

Пианист не просто нажимает клавиши, он «вытаскивает» звук посредством различных приёмов игры, приёмов звукоизвлечения. Поэтому у одних исполнителей пальцы летают со скоростью вертолётного пропеллера, только слушать неинтересно, нет музыки как таковой, а другой музыкант вроде бы и несложную мелодию, но так воспроизведёт, что у слушателей в зале сердце замирает.

Магазин пианино и роялей Мир-Пиано

У цифрового же инструмента нет ни струны, ни звукорезонансной деки. При замыкании контакта, через динамики мы получаем оцифрованную копию звучания. Копию, и только, которая подобна ровной математической прямой. Такой звук, образно выражаясь, без окраски и бед души.

Именно поэтому, наблюдая, как играет клавишник, сразу становится заметно, что он просто шлёпает пальцами по клавиатуре, в то время как пианист извлекает звук, создавая каждый раз новые краски и глубину звучания.

Поэтому пианист и играть по-настоящему умеет, его слушать интересно.

mirpiano remont restavrazia piano 17

На этот счёт есть два важных аргумента, многое объясняющих:

1. Практически в любой музыкальной школе, не говоря уже о ЦМШ и других элитных учебных заведениях, ученика, не имеющего механического пианино или рояля, просто отчисляют, невзирая ни на какие таланты. А ведь у нас в России, и в частности в Москве, – лучшая в мире фортепианная школа с богатейшими историческими традициями. Сюда самые яркие студенты со всего мира приезжают учиться, и далеко не все проходят даже вступительные экзамены.

2. Любой эстрадный, но серьёзный музыкант, если есть возможность, всегда предпочитает звучание «живого» рояля. Пусть это будет Игорь Крутой, к примеру, Элтон Джон и многие другие звёзды отечественной и мировой эстрады.

Мир электронной музыки – это лишь малая часть огромного фортепианного мира, но никак не наоборот. Именно поэтому, получив даже небольшое классическое фортепианное образование, на цифровых инструментах пианист чувствует себя предельно легко. Но тот, кто пытался учиться на цифровом, уже на классическом рояле или пианино ничего приличного исполнить не сможет.

На наш взгляд, при обучении ребёнка необходимо учитывать ещё один очень важный момент.

Взрослый человек, желая что-то изучить либо освоить, для достижения результата целенаправленно работает, трудится. Ребенок же – совершенно наоборот. Он жаждет развлечений в любом процессе, в том числе и при обучении игре на фортепиано. И вот тут-то всевозможные эффекты электронного инструмента начинают играть свою не самую добрую шутку. И когда ребёнок набалуется всеми эффектами, как правило, дальнейшие занятия «скучной» музыкой ему становятся неинтересны. Ещё бы! После таких-то «наворотов»! Часто на этом процесс обучения игре на фортепиано и заканчивается. А жаль, ведь играть-то так и не научились, хотя и могли.

На живом инструменте такая проблема отсутствует изначально, потому как кроме клавиш там ничего нет. Поэтому ученик вынужден искать хорошее звучание посредством рук и слуха, самостоятельно создавать краски именно в звуках, которые он сам же и извлекает. Перед ним остаётся минимум: ноты, клавиши, руки и собственный слух – всё!

И последнее:

Если бы действительно цифровые инструменты могли заменить настоящее фортепиано, мы бы, будучи коммерческой структурой, с большим удовольствием их продавали. На них всегда есть спрос, на них несложно (уж простите за жаргон) делать деньги. Продали – и забыли: пусть сервисный центр после решает любые проблемы.

Но есть один этический момент. Всякий раз, когда покупатель спрашивает, может ли он или его ребёнок научиться играть на настоящем фортепиано, используя цифровое, – что отвечать? Правду? То есть: нет, не может. Тогда цифровые инструменты никто не купит. Значит, надо лгать, чтобы бы продать. Лишь бы продать.

Тем не менее, это вовсе не означает, что мир электронных клавишных инструментов бесполезен и сер. Это совсем не так. Он никогда не перестанет увлекать эстрадных музыкантов, удивляя и радуя всё новыми возможностями и достижениями в области электронного звука и сопутствующих эффектов.

Более того, даже профессиональные пианисты иногда используют переносные цифровые пианино, когда ненадолго едут, к примеру, на дачу, где нет другой возможности «размять пальцы». Или когда уже совсем поздно, а позаниматься хоть как-то нужно.

Мир цифровых инструментов увлекателен и по-своему уникален. Просто это другое, нежели мир «живой» фортепианной музыки.

(Автор статьи Алексей Павлов. 2012 г.)


Небольшая заметка

Данная заметка появилась гораздо позже вышеизложенной статьи. Тем не менее это очень важный момент.

В одном из телеинтервью всемирно известный российский пианист недвусмысленно ответил на вопрос: на чём лучше заниматься. 

И он не просто абстрактно сравнил, что лучше: цифровое или механическое пианино, а обосновал свою позицию, выбрав заведомо неравные «весовые категории» – великолепное цифровое пианино или старая, раздолбанная (дословно) «Лирика», «Красный Октябрь», «Лира», «Тюмень» и так далее. 

Ссылка на интервью. (13-я минута, 5-я секунда).

Но даже при таком несопоставимом сравнении выдающийся пианист современности делает однозначный вывод в пользу плохого акустического фортепиано. Что же тогда говорить о сопоставлении цифрового инструмента и великолепного акустического фортепиано? 

Также обратите внимание, насколько интересно ответил на этот же вопрос Народный артист, профессор, педагог и пианист Юрий Розум.

Ссылка на интервью здесь. (Вопрос №13).


Новая статья от 2024 г. Авторы Алексей Павлов и Борис Смирнов: 
«Может ли цифровое пианино заменить акустическое?»



Другие статьи:

Где лучше заниматься? В музыкальной школе или с преподавателем на дому?

Чем отличаются пианино, рояль и фортепиано?


Все статьи

Рояли в наличии / Пианино в наличии

 

© Мир-Пиано. Алексей Павлов

Top Desktop version