Эта небольшая статья предназначена для пианистов продвинутого и очень высокого уровня.
Итак, если вы или ваш подрастающий ребенок занимаетесь на фортепиано профессионально, то на обслуживание инструмента придется тратить деньги.
Теперь немного подробнее на эту тему.
Границы профессиональных занятий хоть и условны, но, тем не менее, их несложно обозначить. Как правило, это касается студентов фортепианных отделений средних и высших музыкальных учебных заведений: музучилищ, институтов и консерваторий. Но порой можно встретить и ученика 5-7 класса детской музыкальной школы, который уже поставил себе грандиозные цели и с легкостью «нагружает» свой инструмент так, что некоторым студентам вузов станет стыдно. И это тоже профессиональная эксплуатация.
Если музыкант музицирует час-другой в день, больше для удовольствия, то никаких опасений за качественное фортепиано быть не должно. Но если пианист ежедневно более трех часов именно нагружает инструмент, постоянно выводя его звучание и работу механизмов на предельные уровни, то здесь уже картина совсем иная.
Как работает пианист-профессионал?
Что можно сказать? Крепко он работает. Минимум час (обычно больше) – гаммы, арпеджио и этюды для разогрева, разгона рук. Затем несколько часов отработка произведений, с бесконечным повторением одних и тех же проблемных мест. После «обкатка» программы. А затем, если остались силы, можно от души «погонять» пальцы в свое удовольствие.
Здесь будет уместным провести параллель с автоспортом. На эту идею нас натолкнули наши же заказчики-мужчины, которые порой далеки от мира музыки и пытаются найти с чем-то сходство, аналогию. Так вот, можно целыми днями и годами кататься на прекрасном автомобиле, радуясь его ходовым качествам и надежности. Но если дать этот же самый дорогой автомобиль профессиональному автогонщику, чтобы тот на пределе своих возможностей начал гонять, тренироваться на автотреке? Не сложно догадаться, что станет с этим авто, и насколько скоро. Очень быстро и очень плохо станет бедолаге на четырех колесах.
Подобных параллелей можно привести массу. Но смысл и так понятен. При профессиональной эксплуатации чего бы то ни было, эксплуатируемое средство крайне нуждается в постоянном техническом обслуживании. Иначе слишком быстро «уснет» это самое средство, будь то автомобиль или фортепиано, если «у руля» будущий Шумахер или Мацуев.
В чем основной смысл обслуживания пианино или рояля для пианиста профессионала? Как часто это нужно делать?
Сначала ответ на второй вопрос. Постоянно. Минимум четыре раза в год. Здесь уже речь не может идти о ежегодном разовом визите мастера.
А что делать с фортепиано – объяснить несложно. Настроить – это само собой разумеется, и как бы ни звучало удивительно, данный момент далеко не самый главный. Если посмотреть, на каких порой ненастроенных, мягко выражаясь, инструментах играют студенты даже консерваторий, ужас охватит, но при этом они, студенты, частенько умудряются стать пианистами мирового уровня.
Самое важное – протяжка механики! Если этого не делать, то через несколько лет достойной пахоты инструмент придется утилизировать либо делать дорогостоящий ремонт. Но срок службы можно продлить в разы, если все узлы механики будут надежно затянуты. Это чистая физика. В механике фортепиано больше тысячи деталей, и все они скреплены между собой посредством шурупов, болтов и штифтов. И как только между деталями нет крепкой сцепки, мгновенно появляется зазор, люфт и начинается снос узлов, потому как дерево начинает тереться о дерево. Вот и чрезмерная выработка инструмента буквально после пары лет приличных занятий. А окончив ВУЗ, можно закончить и жизнь фортепиано, абсолютно любых марок, даже самых именитых. Кстати, чем дороже инструмент, это вовсе не значит, что он надежнее. Он красивее звучит, более удобен «в пальцах», а вот надежность – увы, не всегда.
Конечно, не только механика требует профилактического внимания мастера, но это самый главный момент.
Мы очень много раз за свою практику сталкивались с ситуацией, когда сами, желая выкупить фортепиано, отказывались от него, поражаясь, как сильно оно выработано, хотя и пианист там был, скажем скромно, не мировой. И более того, этот пианист пафосно заявлял, что каждый год инструмент ему настраивал настройщик – аж сам… и протягивал визитку. Визитки таких настройщиков у нас всегда летят в мусорное ведро, но инструмент жаль, ведь он мог еще много лет послужить. Но его только настраивали и не удосуживались выполнять обязательную, немного утомительную и монотонную работу по полной протяжке механики.
И напротив, порой видишь инструмент, вроде бы обычный, не самый и дорогой, на котором пианист изрядно поработал, на отлично закончив семь лет в музыкальной школе и четыре в училище, а выработка настолько минимальная, что даже поражает, – едва треть ресурса. Оказывается, там был порядочный мастер, который со всей ответственностью отнесся к тому, что на это фортепиано дается усиленная нагрузка. Большое почтение таким мастерам, ведь благодаря им инструменты живут очень долго!
Все это касается и точности настройки. У профессионала фортепиано будет расстраиваться гораздо быстрее, что абсолютно нормально. Об этом мы говорили в одной из предыдущих статей.
Именно поэтому, когда в наш магазин приходят посетители и говорят, что их подрастающее чадо – будущая звезда мировой фортепианной сцены, мы сразу же парируем: «Хотите гарантию на инструмент, извольте быть готовыми к постоянным дополнительным расходам на обслуживание, иначе мы никаких гарантий не дадим, даже если вы вообще ничего у нас не купите».
Напоследок пожелаем: даже будучи профессиональным пианистом, берегите фортепиано, оно может жить очень долго, если правильно за ним ухаживать!
(Статья от 2016 года).