+7 (925) 632-2257
+7 (903) 968-1582
+7 (495) 545-1120

Брюсов пер, д. 2/14, стр. 8
(Союз муз. деятелей. Напротив консерватории) | Как нас найти
Перед визитом, пожалуйста, звоните!

A+ A A-

Видеоинтервью с известным мастером-реставратором Смирновым Б. Д. .

РЕЖИМ РАБОТЫ
Понедельник- пятница:
с 12.00 до 20.00
Суббота - воскресенье:
с 12.00 до 19.00
Перед визитом, пожалуйста, звоните!
Контактная информация

a pavlov avtor

3 alex pavlov 2

Наше Издательство

А. Павлов. Все проекты

В реальности это не ужас, а вполне закономерное явление.

Те, кто хотя бы раз при выборе пианино консультировались с настройщиком, наверняка слышали следующие пугающие фразы: «Подбитый строй», «Забитые колки», «Маленький запас» или «Здесь нет запаса на колках».

Действительно, это серьезный момент, а порой и самый важный, но только если выбирается совсем недорогой инструмент.  В этом случае замена строя, если таковая еще потребуется, будет финансово избыточным вложением. Рассмотрим детально этот вопрос.

Если по-умному, то колки – это вирбели. Но оставим столь мудреные понятия профессионалам в жарких дискуссиях, сами же перейдем к сути дела. 

Итак, что такое «строй» у фортепиано. Вот он:

virb1 virb2 virb3

Вот эти самые три блока колков (как правило, в виде трех блоков), которые несложно обнаружить, всего лишь подняв верхнюю крышку пианино. На каждом из этих колков (вирбелей) закреплена и натянута струна. Общее давление струн очень велико и исчисляется тоннами.  Именно поэтому в инструменте присутствует чугунная рама, что делает фортепиано таким тяжелым.

Итак, в виду огромного давления струн на сжатие, крайне важно, чтобы колки «держали строй». То есть, на колок закреплен верхний край струны (так же, как и на гитаре, скрипке, арфе, к примеру), и струна натягивается посредством вращения колка по часовой стрелке при помощи специального настроечного ключа.

virb4

Сам колок вбит обычным образом в деревянную основу сквозь отверстие в чугунной раме. (Основа эта называется вирбельбанк, то есть место, куда устанавливаются колки (вирбели)).

И эти колки не вкручиваются на резьбе, как может сложиться впечатление, а именно вбиваются тяжелым молотком либо вдавливаются специальной машиной, если речь идет об изготовлении нового фортепиано на фабрике. И при установке колка на нем оставляется так называемый «запас».

 virb5 virb6

Это расстояние от намотки (витков) струны на колке до стенки.Это расстояние от намотки (витков) струны на колке до стенки.

virb7

Для чего это делается?

Пока «строй» в порядке, колок вращается при помощи настроечного ключа очень туго. Это позволяет струне не «съезжать», то есть ее натяжение остается максимально длительным и постоянным, что обеспечивает удержание настройки фортепиано на должном уровне. Это достигается за счет крайне плотной посадки колка в дереве вирбельбанка, который находится за чугунной рамой.

Но данное положение вещей, естественно, не вечное. Со временем, как правило, по истечении нескольких десятилетий, «строй» становится уже не таким крепким. Натяжение струны начинает разворачивать колок в противоположном направлении и струна «съезжает». Как следствие, нарушается настройка пианино.

Для удобства снова сравним с гитарой. Вы ее настраиваете, подкручивая колки, которые, после того как вам удалось найти идеальное звучание, замирают на месте. Но представьте, если вы натянули струну посредством колка, убрали руку, а колок взял и развернулся в обратном направлении, и струна ослабла. Гитару стало настроить невозможно.

Но давление струн на сжатие в гитаре и давление в фортепиано несопоставимы по силе. В последнем, повторимся, оно исчисляется тоннами. Ну и, конечно же, в гитаре шесть, иногда семь струн, а в пианино больше двухсот.

Идем дальше.

И вот, когда колок перестает держать, как раз здесь-то нас и спасает этот самый «запас строя». Мы подбиваем колки чуть глубже в дерево, чтобы они снова смогли удерживать натяжение струн. После данной процедуры картина выглядит уже вот так:

virb8

Здесь запас строя стал меньше, явно не заводской, колки подбиты, то есть утоплены глубже. Как мы видим, расстояние от намотки струны до стенки сократилось.

Данной подбивки строя хватит на ближайшие несколько лет. Как правило, заводского запаса строя хватает на несколько таких подбивок.

Конечно, идеально, если строй ослабевает, то вообще заменить все колки на более широкие. Разница в ширине колка исчисляется буквально десятыми долями миллиметра, но этого достаточно, чтобы строй снова стал на несколько десятилетий очень крепким и надежным.

Но не всегда у людей есть такая возможность, ведь данная процедура очень недешевая, да и сделать эту работу качественно сможет далеко не каждый настройщик (но каждый скажет, что может). А в случае с роялем настройщики часто могут сделать только хуже, там свои тонкости замены строя. (Если вы хотите поменять строй на рояле, задайте мастеру простенькую фразу, будет ли он «донкратить»? Поверьте, далеко не всякий из них поймет о чем речь).

Но вот только зачем сразу бросаться в дорогостоящий ремонт, если с легкостью ослабший строй можно продлить еще на годы, ничуть не навредив инструменту?

Как мы видим, данный процесс со строем абсолютно нормальный и вполне закономерный. И даже сам производитель уже на заводе делает достаточно большой «запас строя», чтобы мастера со временем смогли несколько раз продлить его жизнь без замены всех колков. Если бы «подбитый строй» или «забитые колки» являлись бы чем-то катастрофичным, как часто пугают настройщики, тогда зачем бы фабрика предусмотрительно оставляла этот самый «запас»?

И вот тут мы приблизились к очень важному моменту при покупке ненового фортепиано, когда вас консультирует настройщик. Он почти всегда заявит: «Какой ужас, здесь подбитый строй! Забитые колки!».

Ужас – это он, а не колки.

К примеру, очень достойному инструменту фирмы Petrof запросто может быть лет 40-50. Как раз подходит момент ослабления строя, если уже не подошел. (Хотя, это вовсе и необязательно, порой строй держит добрые лет сто – абсолютно серьезно говорим). И теперь самое время этот строй подбить, осадить колки, как часто выражаются мастера. Можно и полностью поменять все колки, если есть свободные 500-700 долларов (на момент 2014 года) и гарантированно хороший мастер, а не настройщик-консультант, очень желающий заполучить эти самые 700 долларов.

Но, как раз порядочный мастер и скажет, что можно и не менять в ближайшие годы. И, уж тем более, не стоит этого делать, если вы хотите просто музицировать, или ваш ребенок только начал учиться в музыкальной школе. На этот случай «подзабитого строя» хватит с лихвой. Более того, «забитые колки» никак не портят инструмент, и их можно поменять когда запаса строя вообще не останется, ничуть при этом не причинив вреда фортепиано.

Повторимся, «подбивка» колков – это нормальный, вполне естественный и закономерный процесс, предусмотренный производителем! Именно для этого «запас строя» этими же производителями и оставляется.

Многие из «специалистов» заявят, что это непрофессиональный подход! Только вот другие выдающиеся мастера как раз этот подход и предложат, скромно добавив, успеете еще потратиться.

А еще есть Его Величество Опыт.

Автор статьи (Павлов А. Ю.) много лет был близко знаком с выдающимся фортепианным мастером современности Мельниковым Александром Александровичем. Старым мастерам хорошо знакомо это имя. Одних от него откровенно трясло (что приятно), другие ему кланялись.

Александр Александрович всегда заявлял о своей принципиальной позиции. Она заключалась в том, что не надо с людей выжимать деньги на дорогостоящие ремонты, ведь инструмент часто еще «можно оживить и загнать в рабочий режим». Мастер Мельников последние несколько десятилетий принципиально не брался ни за обычные настройки, ни за капитальные ремонты. Он делал либо сложные регулировки, либо, как сам всегда заявлял, «оживлял труп», который еще поживет. Сколько же владельцев фортепиано вспоминали и еще долго будут вспоминать этого замечательного человека и настоящего профессионала самыми добрыми словами. Мы – среди них. Нам, в своё время посчастливилось близко сотрудничать с Александром Александровичем. Он обслуживал и регулировал все наши инструменты, но после возраст взял свое.

А теперь свое взяла и жизнь. Совсем недавно этого выдающегося мастера не стало. Это большая утрата для мира фортепианных мастеров. С этим удивительным человеком ушел и богатейший опыт, который, похоже, так никто и не перенял. А как работал Александр Александрович – это надо было видеть! Он говорил, что все закончит, к примеру, ровно через шесть или восемь часов, клал поблизости наручные часы, а дальше гнал на такой скорости, что поражались многие профессионалы и выдающиеся музыканты, которые всегда были в числе его клиентов. Ровно в последние минуты по истечении времени Сан-Саныч, как часто его ласково называли, собирал фортепиано. Когда его спрашивали, как ему так удается, он всегда скромно с улыбкой отвечал – опыт. И тут же добавлял, что если время жестко не установить для самого себя, то такой объем работы можно и на неделю растянуть. Светлая ему память!

Но уйдем с грустной волны, жизнь продолжается, с нами или без нас. Вернемся к «подбитым колкам».

Итак, это более чем нормальный процесс – ослабление строя, к которому так часто цепляются настройщики горя консультанты.

Откуда же быть заводскому запасу на инструменте, которому столько лет, кто-нибудь из них задумывался? Вряд ли. Они обнаружили «невероятный брак» и теперь потирают руки, пока покупатель готовит деньги на замену всего строя.

Справедливости ради отметим, что порой на неновых инструментах все же встречается заводской запас строя. Но, это скорее говорит о том, что инструмент попросту не эксплуатировали. Как только сядет пианист, картина очень быстро изменится.

Консультант важно заявит: зачем же покупать такой инструмент?

Ответ прост. Потому что новое фортепиано – это неоправданно дорого и далеко не всегда качественно. Послушайте, что об этом говорит известный российский пианист в телевизионной программе «Познер». (28-я минута, 54-я секунда).  Китайская сборка чуть дешевле, но тоже впечатляет, особенно по качеству и цене. Более того, вам никогда не скажут, что это китайская сборка. В лучшем случае, бросят невзначай, дескать, да сейчас все в Китае собирается. А на фортепиано о сборке написано не будет.

Хороший неновый инструмент, к примеру Petrof, – это уже очень профессионально, покупать стоит. Он в несколько раз дешевле. Профессиональная замена всего строя – это небольшая часть от стоимости даже ненового пианино. Зато качество сборки фортепиано тех лет говорит само за себя. Сегодняшнего же дня – увы.

Не нужно пугаться «подзабитых колков», это нормально, других вариантов у нас практически нет, если решили покупать неновое фортепиано. Надо лишь все хорошо проанализировать: марка инструмента, его общее состояние, цена и сумма вложений, если вообще понадобится, чтобы она была разумной, а конечная стоимость выгодной. Если же запаса на колках нет вообще, витки струн вплотную упираются в поверхность чугунной рамы, то сразу нужно брать во внимание, что строй придется менять. Если вас все устраивает, берите смело! Когда в инструменте проведена качественная замена строя, это не минус, а очень большой плюс и отсутствие проблем с настройкой ближайшие десятилетия.

Кстати, обычная картина – новый инструмент, но уже надо менять строй или делать иные серьезные вмешательства. И такое случается нередко, только продавцы об этом всегда будут умалчивать по вполне понятным причинам.

Желаем вам иметь в кругу своих знакомый достойного и, главное, честного мастера!

Компания "Мир-Пиано"

 (Статья от 2014 года).

Рояли в наличии / Пианино в наличии / Все статьи

 

 
Яндекс.Метрика
© Мир-Пиано. Алексей Павлов