Итак, в одной из последних статей мы кратко рассмотрели тему о подержанном пианино. Теперь же попробуем дать несколько рекомендаций технического характера, как же все-таки купить подержанное пианино.
На этот счет в интернете много что написано, особенно глупостей. Каких только советов нет – «запас на колках», «состояние деки», «выработка молоточков», «простучите каждую клавишу», и т. д.
Все это отчасти правильно, но только отчасти.
Так называемый «запас на колках» вам не гарантирует качество «строя». То есть не факт, что инструмент не потребует постоянных дополнительных настроек, что является браком. И напротив, мы постоянно видим пианино, у которых этот самый «запас» практически отсутствует. Люди всё ждут, когда же наступит крах, обещанный настройщиком, дабы произвести необходимый ремонт, а он, зараза-крах, годами не наступает. Вот вам и «расстояние от витков струн до рамы», которое обязательно должно быть.
Но тем не менее, если этого «запаса» нет, то лучше откажитесь от инструмента, исключая только один случай, произошедший в нашей практике. Человек приобрел пианино Petrof за треть его реальной стоимости. «Строй» был, как говорится, на последнем издыхании. Ремонт обошелся покупателю минимум в 30 000 рублей, и даже после этого экономия вышла существенная. Теперь проблем со строем, то есть с настройкой, у инструмента не будет минимум лет тридцать, при условии, соответственно, что делал приличный мастер.
Мы дадим некоторые советы, которые помогут вам самостоятельно купить подержанное фортепиано.
Марок много. Одни хвалят те, другие – иные. От отечественных пианино лучше сразу отказаться даже бесплатно. Более того, одна и та же известная фирма, как Zimmermann, к примеру, в одни десятилетия достойна большого уважения, в другие едва ли нужна, в третьи – просто великолепна. Можно до бесконечности выкладывать таблицы с характеристиками: марка пианино, годы выпуска, модели и т. д. Все равно покупатель запутается.
Лучше поступить другим способом. Вас привлекло то или иное пианино, но вы не уверены, достойная ли это модель. Предложите ее купить фирмам и комиссионным магазинам. Вы удивитесь, насколько часто вы услышите, что, мол, спасибо, нас это фортепиано не интересует. Причем даже цену не спросят. Как ни странно, множество настройщиков при этом будут усиленно хвалить эту марку фортепиано. Но почему не берет магазин? Все очень просто – ему затем это подержанное пианино продавать и исполнять гарантийные обязательства. Именно в фирмах, много лет торгующих подержанными пианино и роялями, реставрирующими их, давно определили те модели инструментов, которые более надежные и качественные. (Фирмы-однодневки с бросовыми ценами и "разбитыми" инструментами во внимание не берутся.)
Если же заинтересовавший вас инструмент заинтересовал и магазин, и они готовы обсуждать цену, значит, он уже заслуживает внимания. Узнать какова его стоимость, также несложно. Магазины же их продают, и цены не засекречены.
Иначе какой смысл покупателю связываться с частным продавцом? Магазин сделает и доставку, даст гарантию, будет обслуживать после. А в случае с частным продавцом дело более хлопотное. Заплатили, неизвестные грузчики увезли, по дороге повредили, а инструмент уже никто обратно не примет. Если доставили без проблем, то после за каждой мелочью нужно вызывать настройщика и постоянно платить за вызов, это как минимум. На фирме же вы можете внести небольшой аванс, а основную сумму заплатить дома, после качественной транспортировки инструмента. А при любой проблеме магазин обязан прислать мастера и устранить все бесплатно и в кратчайшие сроки.
Осталось только разобраться с технической стороной вопроса при выборе подержанного пианино. Причем это главный момент.
Некоторые поступают еще оригинальнее. Приходят с важным видом знатока фортепиано в магазин или к частному продавцу, "серьезно" осматривают инструмент, но забывают при этом, что в подобной ситуации лучше играть спектакль молча, не задавая вопросов типа: «Так… а деревянная рама здесь не треснута?» Или: «Дека в вашем пианино точно чугунная?»
Ни в коем случае мы не хотим ни над кем смеяться, но, поверьте, такой вариант тем более не подойдет. Подобного «эксперта» даже начинающие продавцы видят сразу, и тут у них есть где разгуляться, от души порекомендовав то, что хуже, зато с «чугунной декой».
Так как же быть?
Можно вооружиться элементарными знаниями, которые помогут вам избежать покупки подержанного пианино с серьезным браком.
Давайте хотя бы попробуем.
Открыв верхнюю крышку и заглянув внутрь, вы не должны увидеть множество следов присутствия моли. Полбеды, если она слегка тронула верхнюю ткань, очень плохо, если пробралась в механику.
Посмотрите все же «запас на колках». Лучше если он будет хотя бы минимальным. Ниже фотография с хорошим "запасом", где присутствует расстояние от витков струн до стенки чугунной рамы. Здесь статья о «запасе строя».
Выработка на молоточках должна быть, но небольшой. Иначе инструмент сильно эксплуатировался, что существенно сократило срок его службы. Присмотритесь к фотографии ниже. Небольшая выработка на ударных частях молоточков видна. Это хорошее состояние молотков.
Нужно отметить, что часто настройщики эту выработку сошлифовывают, а молотки заутюживают. Это делать нужно время от времени в целях профилактики. А вот была ли произведена такая операция, можно определить, если заметить следы шлифовок. То есть молоток вроде бы и без следов игры, а новым все равно не выглядит. При том редкие мастера могут сошлифовать выработку так, что только высококвалифицированный другой мастер сможет это определить. В общем, если выработка присутствует и она минимальна, уже хорошо.
Ниже пример плачевного состояния молоточков. От такого инструмента лучше отказаться, если только это не старинное пианино с мировым именем, причем, совсем не дорого, и вы собрались делать полный капитальный ремонт.
На фото ниже состояние молотков едва ли удовлетворительное. Но на музыкальную школу, если без фанатизма, может еще и хватить. Но такой инструмент нужно брать только по заниженной цене, ведь при приличной выработке изношены не только молоточки механики, а поиграли на данном инструменте более чем старательно. Как раз такие молотки нужно обязательно шлифовать.
Желательно каким-то образом отодвинуть инструмент, дабы взглянуть на деку.
Если вы увидите пару небольших трещин, как на фото выше, не пугайтесь, это нормально!
Многих настройщиков, особенно консультантов, конечно же, от такого положения вещей затрясет, но сейчас не о них речь. Напомним, что, к примеру, в Санкт-Петербурге – и мы уже об этом упоминали – вам вряд ли удастся найти подержанное пианино с целой декой, ввиду особых климатических условий. И ничего, там одна из лучших фортепианных школ мира.
Если же вы увидите много трещин в деке (фото ниже), то лучше отказаться от такого пианино, потому как дело не только в деке, а в причинах, которые дали такие последствия. Они могут быть серьезными.
Но самое смешное то, что данное пианино фирмы Petrof, которое мы не купили, звучит при этом отлично и ни единого призвука не имеет! И если бы это был уникальный случай! Нет, стандартный. А если и появится призвук, то его очень легко устранить порядочному – подчеркиваем, порядочному – мастеру, не имеющему цели "раскрутить" владельцев на дорогой ремонт.
Следующий момент.
Западание клавиш – в девяноста случаях из ста проблема незначительная и легко устранимая. Настройщик может сказать, что это ужасно и требуется ремонт, и люди верят, потому что западание клавиш – ситуация внешне пугающая. Вызовите другого настройщика и предупредите заранее, что выгнали первого. Проблема с клавишами закроется быстро и совсем недорого.
Если не удается отодвинуть инструмент от стены, можно открыть нижнюю крышку (туда обычно ставят банки с водой), под клавиатурой есть едва заметная защелка, и серьезные трещины в деке будут видны там. Конечно, там еще расположены так называемые штеги, там же можно промерить углы перелома, но это уже вопрос чуть более сложный.
Последний крайне важный момент. Если вы пришли выбирать пианино с настройщиком, обязательно заставьте его снять механику. Далеко не все это делают – в шею гнать тех, кто не делает! Вертикальные ребра жесткости чугунной рамы не должны иметь трещин. Повторимся, дабы не путать с многострадальной декой, трещины ищем в чугунной раме, в вертикальных ребрах жесткости. Она (трещина) будет визуально заметна, хотя и невелика. Не доверяйтесь полностью глазу консультанта, смотрите сами. На современных инструментах это редкость. На инструментах фирмы Petrof редкость еще большая. Но такое бывает. В нашей практике случалось. Будет очень обидно, когда вы подберете прекрасный инструмент, а в раме есть трещина. Ее можно сварить, но редко кто из центров реставрации имеет специальное оборудование, и гарантий затем не даст никто. К тому же это дорого и является уже капитальным ремонтом.
Вот, к сожалению, все, что может обследовать обыватель. Можно копнуть чуть глубже, затем еще глубже и еще. И опять понадобятся годы на изучение устройства фортепиано. И не нужно питать иллюзий, это реальность. Насмотревшись массу роликов, как выбирать автомобиль, вы не станете экспертом в этой области. В мире фортепиано аналогично, в чем-то проще, а в чем-то гораздо сложнее.
Здесь возможно гораздо чаще встретить трещину в чугунной раме. А также можно и не заметить, что приобрели инструмент со «старой» системой механики. Покупать такой инструмент не нужно, даже если пианино – мировой бренд, а цена равна нулю. Как определить, какая у старинного пианино система механики, вам поможет эта статья.
Вот примерно такими мыслями мы хотели поделиться. Если они кому-то помогут, мы будем рады.
(Статья от 2014 года).