Есть разные мнения и предпочтения на этот счет. Попробуем разобраться сначала в том, что вообще возможно выбрать и какие плюсы или минусы при этом возникнут.
В принципе, конечно, можно. Но не нужно.
"Если пойдет дело у нашего ребенка, тогда купим пианино более качественное". Стандартное мнение в подобной ситуации. Но быстрее вообще желание отпадет, чем пойдет это дело. "Жигули" по своей природе ездить хорошо не могут, аналогично и отечественные пианино, мягко говоря, "не играют".
Конечно, как говорится, кто хочет, тот и на нарисованной клавиатуре заиграет. Может быть, и так. И более того, есть ряд выдающихся мировых пианистов, которые начинали с советских инструментов, ведь других-то просто не было. Но существует и другая сторона, что именно эти инструменты изначально отбили желание у еще большего числа людей, которые могли бы неплохо обучиться фортепианной игре. Все дело в том, что хорошее пианино помогает развитию, плохое - мешает. Преодолеет человек эту полосу препятствий – будет играть, нет – даже вспоминать станет после с неприязнью.
К тому же, отечественные инструменты так часто ломаются при их более или менее приличной эксплуатации, что полностью порой отбивают всякое желание к игре. О качественном звуке и приличных параметрах клавиатуры говорить вообще не приходится.
При любых обстоятельствах, это мнение самое разумное. При обучении будет достаточно препятствий для преодоления. Создавать дополнительные не стоит. Тогда возникает вопрос – какое выбрать пианино? Какой марки, года выпуска - ведь палитра импортного фортепианного производства, действительно, обширна.
Их главное достоинство - это глубокий и насыщенный звук.
Но, как правило, они обладают очень мягкой клавиатурой. А это уже не совсем хорошо. Человек, занимающийся на более упругой клавиатуре, технически будет развиваться быстрее. К тому же, чтобы старинный инструмент без хлопот эксплуатировать, ему требуется капитальный ремонт, что достаточно дорогое удовольствие и легко переваливает за сто тысяч рублей на момент 2015 года. Есть, конечно, фирмы или частные мастера, которые "крутой" ремонт произведут за копейки, но и качество будет соответствующим. По большому счету, в Москве существует буквально несколько достойных реставрационных центров, где капитальный ремонт фортепиано может быть выполнен на должном уровне.
Порой можно услышать мнение: "У меня пианино больше ста лет, и с ним ничего". Вывод однозначен: либо человек не играет и не умеет, либо он глухой. Явления физики, такие как усталость металла в струнах, в сотнях пружинках механики, и высыхание дерева, никто не отменял. Кстати, в старинных скрипках мастера не только по мере необходимости меняют машинки и колки, но и обе деки неоднократно реставрируют. В фортепиано таких технических моментов в сотни и тысячи раз больше.
Их часто группируют по месту изготовления на ГДР и ФРГ, подразумевая, что преимущество по качеству - на стороне ФРГ. Это ошибочное мнение, носящее лишь условный характер. К примеру, один из мировых лидеров фортепианного производства фирма Blüthner располагается в Лейпциге, что до определенных пор было территорией ГДР. Вот и всё разделение. Тем не менее, данный момент появился не случайно. После второй мировой войны некоторые немецкие фирмы наладили производство очень дешевых пианино. Это и понятно, культуру нужно было поднимать, а денег и материалов на дорогое производство не было. Так было налажено производство дешевых инструментов, таких как "Вагнер", "Рениш", "Геер", "Циммерманн" и некоторые другие. Конечно, далеко не все модели из перечисленных так ужасны. Более того, с девяностых годов, к примеру, "Циммерманн" (для большего удобства назовем по-русски), вообще вошел в "Бехштейн" и стал очень дорогостоящим инструментом. "Рениш" стал принадлежать "Блютнеру", отметим заодно. Но все-таки большая часть этих пианино, особенно выпущенных в 70-х годах прошлого века, мягко говоря, не блещут. Многие элементы механики выполнены из пластика, что не может не сказываться на качестве. Звук зачастую "плоский" и "тупой".
Самым ярким представителем является старинная чешская фирма PETROF (Петроф). Ее основные четыре модели: "Рёслер", "Вайнбах", "Шольц" и собственно "Петроф".
Можно услышать мнение, что это ЧССР, то есть соцсборка. Это не так. Данная именная фабрика зародилась уже более ста шестидесяти лет назад. И им просто не повезло, что в один прекрасный момент на территории их страны восторжествовал социалистический строй. А нам, в Москве, конечно же, наоборот. Именно сюда эти фортепиано стали поставляться в те годы достаточно в большом количестве. Чьим наследием мы сейчас и пользуемся.
Кто-то чешские инструменты любит больше, кто-то меньше, но это лишь дело вкуса. Фирма производит фортепиано, охватывая почти все предпочтения. Одна только линия "Петроф", представленная добрым десятком моделей, от малогабаритных до концертных, позволяет удовлетворить очень высокие требования.
Конечно, бывают случаи, когда какой-то горе-консультант, специально приглашенный покупателем в качестве эксперта, в большом магазине, где представлены мировые фортепианные лидеры, заявляет, что ему здесь не нравится ничего, в том числе и Petrof. Но это не оценка специалиста, а лишь дешевый пафос либо корыстный интерес в другом месте.
Почти за двадцать лет работы (на момент 2015 года) мы именно на эти инструменты делали основной акцент и имеем с ними наименьшее количество хлопот с гарантийным обслуживанием. Данные инструменты отличаются достаточно приличным звуком, профессиональной клавиатурой, для их изготовления использованы хорошего качества материалы. Конечно, это не значит, что абсолютно все Petrof так безупречны. Но тем не менее, они очень приличны. И никогда не стоит делать поспешный вывод, если преподаватель заявил, что у него был Petrof, и он ему не нравился. Вопрос, какой Petrof у него был? Какая модель? А возможно, что этот инструмент был действительно неудачным или совершенно не отрегулирован, но обобщать, забраковывая всю фирму при этом, будет неправильным.
Настройщиками зачастую выдвигается мнение, что у некоторых моделей этой фирмы в определенные годы выпуска есть серьезная конструктивная ошибка. Это чушь! Ошибкой является лишь выбранная ими профессия. Производитель едва ли не с двухсотлетним опытом не настолько глуп, как этим "мастерам" кажется.
Очень жаль, что в наше время основной поток инструментов, в том числе и этой фирмы, собирается в Китае. Уровень уже, мягко говоря, не тот.
Несколько другая категория фортепианных представителей. Это такие, как "Блютнер", "Бехштейн", "Эдуард Зейлер", "Август Фёрстер" и ряд других. Сюда же, в принципе, можно отнести и "Стейнвей" (Steinway & Sons). Это американская марка, но уже более ста лет производится и в Германии, в Гамбурге, откуда нам и поставляется.
Данные фортепиано – представители самого высокого уровня, и цены на них соответствующие.
К примеру, если где-то в 2013-2014 гг. когда курс доллара был ниже тридцати рублей, новый отечественный инструмент стоил сто и более тысяч рублей, новый Petrof начинается от трехсот, то пианино высшего уровня запросто обходятся в миллион и более. Китайские сборки тех же брендов, за редким исключением, мы не рассматриваем.
Их очень немало, и среди них есть достойные, и даже роскошные фортепиано. Не будем заострять особое внимание, отметим лишь одно – все же лучше пользоваться инструментом, который в большом количестве представлен на данной территории. Во-первых, это гарантирует меньше проблем при поиске комплектующих, а во-вторых, популярные модели прекрасно известны фортепианным мастерам, знакомым с их сильными и слабыми сторонами.
Есть люди, которые заявляют, что "Ямаха" далеко не лучшие фортепиано. Это не совсем так. Они одни из лучших. Просто японская ли "Ямаха" была ими оценена? Производство ведь не только в Японии налажено. Есть даже китайские варианты той же фирмы. А это уже несколько другое. Существует один факт, объясняющий истинное положение вещей. Во многих мировых концертных залах очень часто, наряду с такими брендами как Steinway & sons, на выбор пианиста представлен и рояль «Ямаха».
Мы посетили немало мировых производителей, в том числе и фабрику "Ямаха", расположенную в японском городе Хамамацу. Более того, несколько неновых роялей этой фирмы было доставлено нами в Москву. А то, что удалось увидеть на самой фабрике, искренне восхищает. Их качество изготовления безупречно и неповторимо. Подход японцев к производству в любой отрасли известен всему миру.
(Статья от 2015 года).
Читайте также:
Что делать, если в квартире сухо?