Нет, не влияет!Нет, не влияет!Этот вопрос у наших заказчиков достаточно частый, а к созданию данной статьи подтолкнул следующий случай.
Одна наша недавняя посетительница (декабрь 2014 года) пришла с такой проблемой: ей нужно фортепиано, но только белое. И обязательно неновое, желательно, что-то из фирмы Petrof, причем 70-80 годов выпуска. Так ей посоветовал педагог. Грамотный педагог, стоит заметить.
Но дело в том, что подобных инструментов тех годов в белом цвете изначально попросту не найти. Поэтому когда нам попадаются такие варианты с поврежденной внешностью, мы полностью переполировываем. Как правило, в белый цвет или в цвет слоновой кости, ввиду особого спроса на них спроса.
Но наша посетительница посетовала на то, что ее консультант-настройщик выдвинул следующее умозаключение – если инструмент переполировывался, то это плохо скажется на звуке. Коротко и… ничего не ясно, что, в принципе, логично для консультанта.
Скажем сразу, данный настройщик либо совершенно неквалифицированный, либо попросту лжет по понятной только ему причине.
Теперь разберемся в деталях и докажем, что переполировка пианино или рояля никак на звук не влияет.
Поиграем на любом рояле или пианино. Вслушаемся в звук. Затем снимаем все крышки. С рояля достаточно верхнюю, после чего кроме узкой боковой части корпуса, которая явно не может на что-то звуковое повлиять, у него, у рояля, помимо внутренней конструкции, ничего не останется. Снизу все открыто, сверху тоже. И ничего в звуке не изменится, кроме его громкости, потому что теперь открыта резонансная дека. Инструмент станет звучать всего лишь немного мощнее, громче.
В случае с пианино ситуация аналогична. Снимем все панели с инструмента, это несложно, опять-таки остаются лишь две узкие боковые панели. Звук снова остается прежним.
Вывод: наличие или отсутствие крышек на красоту звука и его тембровую окраску никакого влияния не оказывает. Значит, не имеет особого значения покрыты они заводским ли лаком, переполированы дважды или раз десять, да хоть вообще без лака.
В нашем салоне всегда присутствуют фортепиано, которые были полностью переполированы. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что ни один пианист, настройщик или просто музыкант даже с абсолютным слухом, не сможет определить по звуку какое именно фортепиано переполировано. Уже не раз проверено.
Теперь пару слов о процессе переполировки инструмента.
Старое покрытие снимается до дерева (до шпона, точнее). Затем накладываются новые слои лака: грунты и отделочные. Крайне важно, какой лак используется: профессиональный многокомпонентный либо обычный, дешевый с рынка. Соответственным будет и качество покрытия. Надо заметить, что для работы с профессиональными лаками нужны высококвалифицированные мастера и достаточно дорогостоящее оборудование.
То есть, при условии наличия качественных лаков, оборудования и хороших мастеров, инструмент после переполировки зачастую выглядит даже лучше, нежели новый. Причина проста. На фабрике всегда присутствует такой момент, как максимальная экономия материалов, ведь у них огромные объемы выпускаемой продукции.
Если же небольшой реставрационный центр позволит себе «передозировку» лака для одного рояля в объеме нескольких лишних килограммов, то на малом производстве это будет практически незаметно. Зато появится возможность сгладить острые углы инструмента, к примеру, где при фабричном покрытии частенько образуются едва заметные протертости. Чуть толще слой лака дает лучшую визуальную глубину покрытия, особенно когда нужно подчеркнуть красоту структуры дерева. А вот если крупная фортепианная фабрика, выпускающая порой десятки роялей в день, позволит себе подобную «передозировку» в несколько килограммов лака для каждого инструмента, то бюджет предприятия может ощутимо пострадать. Именно поэтому в любом ремесле так славится «ручная работа».
И последнее, что хотелось бы заметить относительно лакокрасочного покрытия пианино и роялей.
Нередко в рекламе или умозаключении настройщиков стало появляться понятие «экологически чистого полиэфира» либо еще какого-то там экологически чистого покрытия. Но это не более чем набор слов для рекламного акцента. Пить, что ли, они эти лаки собрались? Если нет, тогда о какой экологической чистоте может идти речь даже в случае с полиэтиленовым пакетом? Краска на окнах, лаки на полах, ламинат и обои на стенах? Химическая промышленность окружает нас повсюду. Лаки для фортепиано или мебели не вреднее, чем атмосфера, в которой мы живем. А настоящая вредность лакокрасочного покрытия проявляется только в процессе работы с ним, с любым лаком. Мы не может порой дышать, когда красим окна, а после прекрасно себя чувствуем в данном помещении.
Во всем мире реставрируются старинные пианино или рояли, благодаря чему инструменты обретают новую жизнь, а их последующие владельцы – огромное удовольствие.
Так что не беспокойтесь. Если вам нравится какой-то инструмент, а его внешнее состояние или цвет не устраивает, смело заказывайте переполировку в добротном центре реставрации, и визуальное удовольствие не заставит себя ждать. Единственное, это достаточно дорого. Полная переполировка инструмента на момент написания этой статьи запросто может иметь границы от 60 000 до 120 000 рублей, в зависимости от сложности работ. Но такое покрытие будет, как говорится, на века.
Если же вам предлагают подобную услугу стоимостью значительно ниже, это необратимо скажется на качестве. А дерево – не металл, оно сильно видоизменяется в процессе колебаний влажности. Некачественное покрытие может попросту отслаиваться, что даже на новых инструментах порой встречается, со временем трескаться, ощутимо тускнеть. Но все это избегается при хороших материалах и мастерах достойного уровня.
В этом интервью вы можете услышать ответ на вопрос о влиянии переполировки на звук фортепиано от известного фортепианного мастера, заслуженного работника РФ, вице-президента Ассоциации фортепианных мастеров России, Смирнова Бориса Дмитриевича. (25-я минута).