
Последнее время такой вопрос у наших посетителей не редкость. К созданию данной статьи подтолкнул следующий случай.
Одна наша недавняя посетительница (декабрь 2014 года) пришла с такой проблемой: ей нужен только белый инструмент. И обязательно не новый, желательно, что-то из фирмы Petrof, причем 70-80 годов выпуска. Так ей посоветовал педагог. Грамотный педагог, стоит заметить.
Но дело в том, что подобных инструментов тех годов в белом цвете изначально попросту не найти. Зато когда нам попадаются такие варианты и с поврежденной внешностью, мы полностью переполировываем пианино в центре реставрации. Как правило, в белый цвет или в цвет слоновой кости, ввиду особого спроса на такие инструменты.
Но наша посетительница посетовала на то, что ее консультант-настройщик выдвинул следующее умозаключение: «Если инструмент переполировывался именно на фортепианной фабрике – это хорошо. Если же в мастерской – плохо скажется на звуке!». Коротко и… ничего не ясно, что, в принципе, логично для консультанта.
Поиграем на любом рояле или пианино. Вслушаемся в звук. Затем снимем все крышки. С рояля достаточно верхнюю, после чего кроме узкой боковой части корпуса, которая явно не может на что-то звуковое повлиять, у него ничего не останется. Снизу все открыто, сверху тоже. Ничего в звуке не изменится, кроме его громкости, потому что теперь открыта резонансная дека. Инструмент станет звучать всего лишь немного мощнее. В случае с пианино ситуация будет аналогичной.
В нашем салоне всегда присутствуют фортепиано, которые были полностью переполированы. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что ни один пианист, настройщик или просто музыкант даже с абсолютным слухом, не сможет определить по звуку какое именно фортепиано переполировано. Причем, заметим, не на фортепианной фабрике, а в профессиональных частных мастерских.
Старое покрытие снимается до дерева (до шпона, точнее). Затем накладываются новые слои лака: грунты и отделочные. Крайне важно, какой лак используется: профессиональный многокомпонентный либо обычный, дешевый с рынка. Соответственным будет и качество покрытия. Надо заметить, что для работы с профессиональными лаками нужны высококвалифицированные мастера и дорогостоящее оборудование.
То есть, при условии наличия качественных лаков, оборудования и хороших мастеров, инструмент после переполировки зачастую выглядит даже лучше, нежели новый. Причина проста. На фабрике всегда присутствует такой момент, как максимальная экономия материалов, ведь их объемы очень большие. Если небольшой реставрационный центр позволит себе «передозировку» лака для одного рояля в объеме нескольких лишних килограммов, то на малом производстве это будет практически незаметным. Зато появится возможность сгладить острые углы инструмента, к примеру, где при фабричном покрытии частенько образуются едва заметные потертости. Чуть толще слой лака дает лучшую визуальную глубину покрытия, особенно когда нужно подчеркнуть красоту структуры дерева. А вот если крупная фортепианная фабрика, выпускающая порой десятки роялей в день, позволит себе подобную «передозировку» в несколько килограммов лака для каждого инструмента, то бюджет предприятия может ощутить это весомо. Именно поэтому в любом ремесле так славится «ручная работа».
Нередко стало появляться понятие «экологически чистого полиэфира» либо еще какого-то там экологически чистого покрытия. Это не более чем набор слов для рекламного акцента. Пить, что ли, они эти лаки собрались? Если нет, тогда о какой экологической чистоте может идти речь даже в случае с полиэтиленовым пакетом? Все это химическая промышленность, которая окружает нас повсеместно. Любой используемый в промышленности лак и прочие компоненты не вреднее, чем атмосфера, в которой мы живем. А настоящая вредность лакокрасочного покрытия проявляется только в процессе работы с ним, с любым лаком. Мы не может порой дышать, когда красим окна, а после прекрасно себя чувствуем в данном помещении.
Во всем мире реставрируются старинные пианино или рояли, и не только они, благодаря чему инструменты обретают новую жизнь, а их последующие владельцы - огромное удовольствие.
Так что не беспокойтесь и не слушайте мнения разного рода консультантов. При малейшем логическом анализе и без их мнения истина становится понятной любому. Если вам нравится какой-то инструмент, а его внешнее состояние или цвет не устраивает, смело заказывайте переполировку в добротном центре реставрации, и визуальное удовольствие не заставит себя ждать. Единственное, это достаточно дорого. Полная переполировка инструмента запросто может иметь границы от 60 000 до 150 000 рублей, в зависимости от сложности работ. Но такое покрытие будет, как говорится, на века.
Если же вам предлагают подобную услугу стоимостью значительно ниже, это необратимо скажется на качестве. А дерево – не металл, оно значительно видоизменяется в процессе колебаний влажности. Некачественное покрытие может попросту отслаиваться, что даже на новых инструментах порой встречается, со временем трескаться, ощутимо тускнеть. Но все это избегается при хороших материалах и мастерах достойного уровня.
Перейти к полному списку статей"
(Статья от 2016 года).
Возможно, вам будет интересна статья
"Как определить модель пианино фирмы Petrof"