Мир-Пиано

Register Login

Ремонт пианино или рояля

Ремонт пианино или рояля

Это слишком объемная тема, и о ней можно писать многотомные учебники. Мы же лишь в общих чертах расскажем, что такое реставрация пианино или рояля, обозначим примерные цены, после чего создастся определенная картина того, что же включает в себя понятие «реставрация».

В принципе, реставрация пианино от реставрации рояля для заказчика будет различаться только ценой, так как относительно рояля всегда всё дороже, при прочих равных, естественно.

Как несложно догадаться, реставрация может быть только двух вариантов: внешней и/или внутренней. 

Начнем с внешней.

При полной реставрации инструмента снимается весь старый лак. выполняются столярные работы вплоть до замены  или восстановления деталей корпуса, что ощутимо сказывается на цене такого ремонта. Если где-то поврежден шпон, который всегда наклеивается поверх деревянных деталей, его также меняют. И только когда пианино или рояль не имеет никаких столярных изъянов, шпон поверх дерева наклеен надежно и все выглядит достойно, можно приступить к нанесению  первых слоев (грунтов) отделочного лака на инструмент. 

При использовании любых профессиональных многокомпонентных лаков сначала наносится специальный грунт и только потом уже сам лак. В наше время очень большой выбор лакокрасочных покрытий, тем не менее, самым эффектным и дорогостоящим является полиэфир. Это очень сложный в работе лак, и чтобы освоить технику покрытия, потребуется не один год обучения и практики. К тому же, при работе с полиэфиром необходимо наличие всевозможного дорогостоящего оборудования. Но и конечный результат впечатляет. 

Примерные расценки при работе с полиэфиром будут следующими:

Если пианино с дизайнерской точки зрения достаточно простое, то есть нет никаких дополнительных украшений, изогнутых декоративных ножек, различных элементов  декора, резьбы, то цена на снятие старого лака и покрытие новым составит в районе 100 000 рублей на момент 2011 года. И это с учетом, что инструмент не имеет столярных дефектов. Очень недешевое удовольствие, поэтому при выкупе инструмента любая фирма придает максимальное значение состоянию внешнего вида.

Если вдруг создается ощущение, что цена слишком высокая, то не сложно будет ее рассчитать более детально. Полиэфирный лак для одного пианино обойдется минимум тысяч в пятнадцать-двадцать. Всевозможные дополнительные материалы, в виде множества разных фирменных шкурок, специального ацетона, который порой ведрами уходит, и прочей мелочи, возьмут на себя еще минимум десять-пятнадцать тысяч. Плюс расходные материалы, такие как профессиональные фильтры для масок, ведь этот лак очень вреден для здоровья мастера, поэтому ему всегда приходится пользоваться профессиональными средствами защиты. В общем, на все легко уйдет 30-35 тысяч рублей или чуть больше. Остальное – работа мастеров, которых, как правило, двое, и времени уйдет на такую реставрацию от двух недель до месяца. Высококлассные специалисты всегда хорошо оплачиваются, особенно если это вредное производство. А работа с лаками очень вредная всегда.

Вот, в зависимости от объема затраченных материалов, изначального состояния пианино, цветовой сложности в случае замены цвета, количества потраченного на реставрацию времени, данный вид ремонта и возьмет на себя запросто 100 тысяч рублей. С инструментами более сложными с дизайнерской точки зрения цена будет выше. В случае с роялем – та же схема. В основном, точную цену мастера могут сказать только после внимательного осмотра инструмента.

Итак, при внешней реставрации мы имеем четыре основных этапа работ: 

1. Полное удаление старого лакокрасочного покрытия.

2. Столярные работы (при необходимости).

3. Полная либо частичная замена шпона (также при необходимости).

4. Покрытие и обработка новым лаком. 

В самых сложных случаях, когда старинный резной инструмент требует и столярных работ, и замены шпона, но фирма более чем достойная, внешняя реставрация пианино может вылиться в сумму от 150 до 200 тысяч рублей. И времени на нее потребуется месяц, два и порой даже больше. 

Этапы внешней реставрации описаны максимально кратко, что дает лишь примерное видение полной картины. Еще раз повторимся, что для более глубокого изучения всех моментов, не хватит и десяти томов. 

Но если о внешней реставрации могут иметь представление люди, занимающиеся восстановлением мебели, что, конечно же, достаточно разные направления, то внутренний ремонт пианино (рояля) знаком только фортепианным мастерам. И здесь для наиболее полного изложения процесса и всевозможных тонкостей также потребуется много времени. Но мы постараемся дать примерную картину, чтобы можно было хотя бы образно представить, что же там внутри нужно реставрировать. В принципе, поэтапность всегда одинаковая, вот о ней кратко и расскажем.

Итак, при полной внутренней реставрации пианино или рояля с инструмента снимается буквально все что можно и что нельзя: клавиатура, механика, струны, чугунная рама. Остается только корпус и открытая резонансная дека, до которой и нужно было добраться. 

Ремонт пианино или рояля

На этом этапе восстанавливается дека, ее целостность, и самое главное, ее «купол». То есть такое состояние вогнутости, при котором будет восстановлено звучание. Помимо этого, как правило, деку циклюют (снимают старый верхний слой), зареивают трещины, после чего покрывают специальным лаком.  

При необходимости, но это не всегда, ремонтируют либо полностью меняют так называемый вирбельбанк. В него сквозь раму вбиваются затем колки (вирбеля), на которые в дальнейшем наденут струны.  

На следующем этапе реставрации устанавливается чугунная рама. Это один из самых ответственных моментов, потому что при малейших ошибках ее установки велика вероятность, что рама треснет при многотонном давлении струн, после чего с инструментом лучше расстаться навсегда. Конечно, чугунную раму можно сварить, и в одном месте это делают вполне успешно, но никто не даст гарантии, что она вновь не треснет. И этому может быть две причины: некачественный сплав либо ошибка в «посадочных местах» рамы. В первом случае рама, скорее всего, вновь даст трещину, во втором - не даст, только при условии, что мастера смогут выявить и исправить ошибку установки.

 Ремонт пианино или рояля.

Перед установкой раму красят, полируют, особенно это касается рояля, чтобы, когда будет поднята верхняя крышка, момент эстетики был на высоте. 

После установки рамы вбиваются колки (вирбили) и накладываются струны. 

Затем устанавливается полностью восстановленная механика, в которой порой приходится менять практически все элементы. Механика реставрируется отдельными мастерами, которые именно в этой области и специализируются.

Затем инструмент настраивается и регулируется. 

На каждый из этапов реставрации уходят дни, недели. И очень важно, чтобы каждый мастер занимался своим делом. Встречаются иногда очень достойные фортепианные мастера, которые в одиночку производят полную реставрацию но, тем не менее, у них тоже есть свои сильные и слабые стороны. Самый лучший вариант, когда механикой пианино или рояля занимается именно механик, у которого огромный опыт работы в этой области. Так же и с другими этапами реставрации. Поэтому в любой приличной мастерской всегда работают разноплановые специалисты.  

В этой статье мы не ставили цель описать максимально профессионально все этапы реставрации пианино или рояля, поэтому изложено все крайне сжато и, возможно, отчасти даже условно. Но в этом и заключалась идея – дать человеку, весьма далекому от фортепианной реставрации, минимальное представление о том, что это такое и в какой последовательности все делается. Заодно  объяснить, почему реставрация пианино или рояля – это всегда удовольствие дорогостоящее.  

К сожалению, не всякий раз и за высокую цену вам отреставрируют достойно ваш инструмент. Бывает, встречается пианино или рояль, прошедший полную реставрацию, после которой инструмент выглядит «лучше нового», а вернуть достойное звучание не удалось, да и удовольствия от клавиатуры нет. 

Но, тем не менее, у нас, в частности в Москве и не только, существует целая плеяда прекрасных фортепианных мастеров, которые всю жизнь посвятили этой замечательной профессии, и они могут вернуть жизнь любому, даже самому пострадавшему фортепиано. Одно не очень хорошо: как правило, об этих людях, в виду их скромности, мало кто знает. А с другой стороны, они в рекламе не нуждаются, их имя уже давно работает на них.

(Статья от 2011 года).

Не так давно на нашем сайте появилось интервью с известным фортепианным мастером, заслуженным работником культуры РФ Смирновым Борисом Дмитриевичем.

Рояли в наличии / Пианино в наличии / Все статьи

© Мир-Пиано. Алексей Павлов

Top Desktop version